Знакомим детей с событиями Страстной седмицы

1) Страстная седмица

Страстная седмица, следующая за Святой Четыредесятницей, вся посвящена воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя, Его страдания, смерти, погребения («страсти» — страдания). По величию вспоминаемых событий все дни Страстной седмицы называются Великими. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня. Страстную седмицу и предшествующие ей праздники – Неделю ваий и субботу Лазареву – нужно отличать от Великого поста. Святая Четыредесятница – это время подготовки, а Страстная – это уже не пост, а цель поста, то, к чему мы готовились, и в чем мы должны, подготовившись и потрудившись в меру своих сил, участвовать. В пяток ваий (пятницу предшествующей недели) несколько раз поется такой текст: «Душеполезную совершивше четыредесятницу…», т.е. уже окончив время святой Четыредесятницы, которая должна была принести пользу душе, «…и Святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче». В пятницу на седмице ваий святая Четыредесятница кончается; мы уже стоим в преддверии Страстной седмицы.

2) Великий Понедельник, Великий Вторник, Великая Среда Богослужения первых трех дней Страстной седмицы – Понедельника, Вторника и Среды – обладают единством в Уставе богослужения и многими общими чертами. Во все эти дни богослужение состоит из Великого повечерия, утрени, часов и Литургии Преждеосвященных Даров по тому же порядку, как Великим постом, отличаясь только своею продолжительностью. В эти дни полагается Церковным Уставом прочитать всю Псалтирь (кроме 118 псалма) и все четыре Евангелия на Утрени, на Часах и на Литургии. Усиленное чтение Евангелия не только изображает спасительное учение и чудеса Иисуса Христа, ясно свидетельствующие, что Он есть Истинный Сын Божий, но и наглядно напоминает, как в эти последние дни Своей земной жизни Иисус Христос особенно обильно и продолжительно поучал народ в Иерусалиме. На Часах чтение Евангелия совершается посредине храма. На Утрени вместо «Бог Господь и явися нам» поется «Аллилуиа», а затем свой, особый тропарь, который является также самым ярким и самым известным текстом полунощницы – тропарь Понедельника, Вторника и Среды Страстной седмицы. Устав предписывает петь его «косно и велегласно, и со сладкопением равно» – медленно, громко, на красивый распев и ровно. Это знаменитый текст: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися, но воспряни, зовущи: Свят, Свят, Свят оси, Боже, Богородицею помилуй нас». В переводе на русский: «Вот в полуночи идет Жених, и счастлив тот слуга, которого Он найдет бодрствующим, но не достоин (Царствия) тот, которого Он найдет нерадивым. Итак смотри, душа моя, не отягощайся сном, чтобы не быть преданной смерти и не остаться вне Царствия: но пробудись, взывая: Свят, Свят, Свят Ты, Боже, по ходатайству Богородицы, помилуй нас».

Здесь соединяются две евангельские притчи: о десяти девах, которые ждут жениха (Мф.25:1-13), и о рабах, которые не знают, когда придет господин их (Мк.13:34), поэтому рабам нужно бдеть, и счастлив (блажен) будет тот, кого господин – Господь – найдет бодрствующим, готовым. А дальше сразу обращение к себе, к своей душе: будь внимательна, иначе ты будешь предана смерти, воспряни и призови Господа. Этот текст, поемый все три дня, как стук в двери наших сердец. И поется он «косно и велегласно», подобно тому, как на уроке проговаривается особенно важный материал, чтобы все его услышали и усвоили.

В эти три дня читается Псалтирь, но кафизмы отсутствуют на первом и девятом часе. В Среду вечера заканчивается стихословие Псалтири, с утрени Четверга она уже не читается.

Еще одна особенность: с Лазаревой субботы не поется «Честнейшую». Пение канона заканчивается светильном, общим для этих трех дней. Это один из ключевых текстов Страстной: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя». («Спаситель мой, чертог Твой вижу я украшенным, но одежды не имею, чтобы войти в него. Просвети же одежду моей души, Податель света, и спаси меня».) Он поется в Понедельник, Вторник, Среду и еще в Четверг на утрени. В течение четырех дней светилен ведет нас и обращает наш ум к той горнице, где происходила Тайная вечеря. Господь называется здесь Светодавцем – Тем, Кто просвещает, убеляет. Здесь, конечно, вспоминается притча о не имущем одеяния брачного, который вошел на брачный пир, не сменив одежды. Снова мы встречаем текст личный, это текст о судьбе каждого из нас, о степени его участия в празднуемых сегодня Церковью событиях. Светилен этот поется три раза, это текст, на который усиленно обращают наше внимание.

На Страстной седмице в Понедельник, Вторник и Среду читается паремия из книги пророка Иезекииля, а не из книги Исайи, как было в посту. Пророк видел славу Божию и четырех существ – это были орел, лев, телец и человек. Эти четыре существа впоследствии стали пониматься как символы четырех евангелистов. Здесь возникает чрезвычайно интересная связь. Евангелисты повествуют нам об истощании Божества, о Его уничижении, Его покорении смертной человеческой природе, а паремии читаются из того пророка, который предсказывал появление четырех евангелистов и в то же время зрел славу Божию. Явление славы Божией и вместе с тем явление истощания Божества – именно такое соединение важно для служб Страстной седмицы.

Независимо от общих воспоминаний о последних днях земной жизни Иисуса Христа, Церковь соединяет еще особые воспоминания с каждым днем Страстной седмицы. Так, в Великий понедельник в молитвах о невинных страданиях Иосифа, прообразовавших Иисуса Христа. Евангелие на Утрени и Литургии воспроизводит жизнь и речи Иисуса Христа за последние дни и выясняет смысл совершения Иисусом Христом спасения – в судьбах еврейского народа и язычников. Так, в Великий понедельник на Утрени читается Евангелие о «бесплодной смоковнице», «о злых виноградарях» (Мф.21:18-43; бесплодная смоковница, подвергшаяся Господню проклятию, изображает еврейский народ, только по наружности благочестивый, но не имевший истинно благочестивых дел; злые виноградари – это иудейские начальники и фарисеи). На Литургии читается Евангелие о бедственной судьбе народа еврейского и конце всего мира (Мф.21:3-35). В Великий вторник в утреннем Евангелии содержатся ответы, данные Иисусом Христом на искусительные вопросы, предложенные фарисеями и саддукеями о воскресении мертвых, и грозная обличительная речь Его против фарисеев (Мф.22:15; 23:39); в литургийном Евангелии говорится о втором пришествии, приводится притча о 10 девах, о талантах и о Страшном Суде над родом человеческим (Мф.26:36; 24:2).

В Великую среду в утреннем Евангелии содержится предсказание об искупительной смерти Иисуса Христа и об основании Церкви среди язычников (Ин.12:17-50); в литургийном Евангелии излагается история помазания ног Иисуса Христа драгоценным миром на погребении в доме Симона прокаженного и о предании Его Иудою на смерть. Отличительной особенностью богослужения Великой среды является то, что на 9 часе бывает «Великий отпуст», как на Великом повечерии; а на Литургии читается перед отпустом (последний раз): «Господи и Владыко живота моего».

3) Великий Четверг На богослужении Великого четверга вспоминается омовение ног Апостолам, Тайная Вечеря, молитва Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Его воинами. Богослужение состоит из Малого повечерия, Утрени и Литургии. На Утрени после шестопсалмия и великой ектении поется «Аллилуиа» (трижды) и тропарь: «Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав, омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавления употребивша. Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: иже о всех благий, Господи, слава Тебе» («Когда на Тайной Вечери славные ученики просвещались умовением ног, тогда злочестивый Иуда, зараженный сребролюбием, омрачался (обезумел), и предает беззаконным судьям Тебя, Праведного Судию. Смотри, собиратель имений но того, кто удавился из за них; беги от этой ненасытной души, видя, на что она дерзнула по отношению к Учителю. Благостный ко всем, Господи, слава Тебе»).

Утреннее Евангелие повествует о Тайной Вечери Иисуса Христа (Лк.22:1-39). В каноне, начинающемся словами: «Сеченное сечется море Чермное», умилительном по содержанию, и высоко поэтическом по форме, изъясняется, с одной стороны, искупительное и благодатное для нас значение Тайной Вечери, а с другой стороны, изображается святой, трогательный союз и прощальная беседа Господа Иисуса Христа со Своими Учениками. Литургия Великого Четверга – это совершенно уникальная служба. Это день установления таинства Евхаристии, поэтому назначен самый торжественный чин, который только может быть – литургия Василия Великого. При этом Литургия соединяется с Вечерней. Порядок и способ соединения Вечерни с Литургией такой же, как и на Литургии Преждеосвященных Даров, с тою только разницей, что после «Свете тихий» поется «Святый Боже» и читается затем Апостол и Евангелие. Евангелие на Литургии в Великий четверг, весьма пространное, составленное из трех Евангелистов, подробно повествует о Тайной Вечери, умовении ног и молитве в саду Гефсиманском. Вместо Херувимской песни, причастного стиха во время причащения верующих и, наконец, вместо «Да исполнятся уста наша» поется: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобызания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Это страшное предостережение каждому из нас о неуподоблении Иуде: можно принять участие в Тайной Вечери, как участвовал в ней Иуда, и от этого Церковь нас все время предостерегает в этот день.

Вместо «Достойно есть» поется другой текст. Обычно такие тексты называются задостойниками. Задостойником всегда является ирмос 9-й песни канона этого дня с припевом. В Великий Четверг это: «Странствия Владычня и безсмертныя Трапезы на горнем месте высокими умы, вернии, приидите насладимся, возшедша Слова от Слова научившеся, Егоже величаем» («Гостеприимства Владычнего и Бессмертной Трапезы в горнем месте приидите, верные, насладимся обращенными горе (возвышенными) помыслами познав превысшее Слово от Самого Слова, Которое мы величаем»).

В Великий Четверг есть традиция (она оговорена в Уставе) после литургии совершать чин умовения ног. Но он может совершаться лишь в соборных, центральных храмах, когда архиерей умывает ноги двенадцати сослужителям, двенадцати иереям. Великий Четверг это также день для освящения мира, которое бывает по окончании Евхаристического канона. Но миро освящается не во все годы. В России оно освящается в Успенском соборе Московского Кремля.

4) Великая Пятница Вечером в Великий четверг, накануне Великой пятницы, вспоминаются следующие события из земной жизни Иисуса Христа, случившиеся после Его Тайной Вечери: прощальная беседа Его с учениками, молитва Его в саду Гефсиманском, взятие Его воинами, суд у первосвященников Анны и Каиафы, поругания служителей первосвященников, крестные страдания и смерть Иисуса Христа. Все это свершилось ночью, поэтому верующие ночь на Великий Пяток проводят в бодрствовании.

Утреня Великого Пятка имеет особое название: Последование Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Это знаменитейшая служба, в просторечии именуемая «чтением двенадцати Евангелий». Что это за служба? Это, собственно, будничная утреня, как это ни странно звучит для таких важнейших дней года. Но в этой будничной утрени чтение кафизм заменено развернутым чтением Евангелия, которое перемежается с обычными текстами из Часослова и Служебника. На этой Утрени читаются 12 Евангелий о Страданиях Господних, в которых подробно изложены упомянутые события. Верующие стоят в это время с зажженными свечами, изображая тем, что слава и величие не покидали Спасителя и во время невыразимых крестных страданий Его. Евангельские чтения сопровождаются припевами: «Слава долготерпению Твоему, Господи». В промежутках между Евангелиями поются стихиры, напоминающие о неблагодарности и сребролюбии Иуды, предавшего Господа, и еврейского народа, осудившего Иисуса Христа на смерть.

В особом каноне, называемом «трипеснцем», изображается величие страданий Спасителя, и вся тщетность замысла евреев задержать на земле Того, Кто держит в Своей руке жизнь всей твари.

Песнь 1-я: «К Тебе утреннюю, милосердия ради Себе истощившему непреложно, и до страстей преклоншемуся, Слове Божий, мир подаждь ми падшему, Человеколюбче» («Утро посвящаю Тебе (в молитве) Слове Божий, без изменения истощившему Себя и бесстрастно преклонившемуся до страданий; мир даруя мне падшему, Человеколюбче»).

Песнь 8-я: «Столб злобы Богопротивныя Божественныя отроцы обличиша: на Христа же шатающеся беззаконных соборище советует тщетная, убити поучается живот Держащего дланию, Егоже вся тварь благословит, славящи во веки» («Поборника богопротивного нечестия Божественные отроки обличили, а неиствующее против Христа собрание беззаконных замышляет тщетное, намереваясь убить Держащего жизнь в своей руке, Которого вся тварь благословляет, прославляя во веки»).

Песнь 9-я: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова Рождшую, Сущую Богородицу Тя величаем».

После канона вспоминается трогательное покаяние разбойника, удостоившегося Царствия Небесного: «Разбойника благоразумнаго во единем часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя».

Перед обычным отпустом Утрени поется тропарь: «Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею кровию; на кресте пригвоздився и копием прободся; безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе». Литургия в Великий Пяток не совершается, но вместо нее совершаются Царские часы. В песнопениях, чтениях, Евангелии и Апостоле говорится на этих часах о страданиях и смерти Иисуса Христа.

Около трех часов дня совершается Вечерня, за которой особенно умилительно изображается момент смерти Иисуса Христа и снятие Его со креста. В начале Вечерня совершается по обыкновенному великопостному порядку (псалом начинательный, «Господи воззвах», стихиры, вход с Евангелием); после вечернего входа с Евангелием читаются три паремии. В первой паремии повествуется о том, как Моисей молился перед Богом за согрешивший народ израильский и удостоился откровения славы Божией. Моисей, молившийся за народ, служил прообразом всемирного Голгофского Ходатая, Иисуса Христа. Во второй паремии говорится о том, как Бог благословил Иова за терпеливо переносимые им страдания и испытания. Иов служил прообразом невинного Божественного Страдальца Иисуса Христа, возвратившего людям благословение и милости Отца Небесного. В третьей паремии предсказывается о чрезвычайном унижении и страдании Иисуса Христа, о том, что Он умален «паче всех сынов человеческих», что Он «яко овча на заколение ведеся» и т.д. После чтения паремий следует чтение Апостола (1 Кор.1:18-2:2), в котором повествуется о Божественной Премудрости, открывшейся в Кресте Господнем. Затем читается Евангелие, в котором повествуется о Страданиях и Смерти Иисуса Христа. После Евангелия по обычаю произносятся ектении: сугубая и просительная. Затем поются стихиры на стиховне. Последняя стихира такая: «Тебе, одеющагося светом яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом, и видев мертва, нага, непогребенна, благосердный плач восприим, рыдая глаголаше: увы, мне, Сладчайший Иисусе, Егоже вмале солнце на кресте висима узревшее мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса; но се, ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть. Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию; коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему телу; или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре; величаю страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со воскресением, зовый: Господи, слава Тебе».

Во время пения стихиры священнослужители совершают каждение Плащаницы, которая лежит в алтаре на Престоле и изображает пречистое Тело Иисуса Христа. Затем читается «Ныне отпущаеши» и «Отче наш». После возгласа: «Яко Твое есть Царство…» священнослужители поднимают Плащаницу с Престола, как бы с Голгофы, выносят ее из алтаря на середину храма в преднесении светильников и каждении фимиамом. В это время певчие поют: «Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями (благоуханиями) во гробе нове, покрыв, положи».

В немом благоговении, с зажженными свечами, молящиеся слушают затем отпуст Вечерни и службу Малого повечерия, за которым читается трогательный канон под названием «Плач Богородицы» при созерцании гроба Своего Божественного Сына. Св. Плащаница находится на середине храма в продолжении трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

5) Великая Суббота

Суббота – самый таинственный день в седмице; воскресное празднование понятно, а в субботе оказывается очень много недоговоренного. С одной стороны, это день, когда Господь лежал во гробе, с другой – в это время уже совершается победа над смертью и адом. Смерть и воскресение в этот день всегда вспоминаются вместе, и именно поэтому суббота становится естественным днем для поминовения усопших. Чтобы понять богослужение Великой Субботы, надо поговорить прежде всего об источниках церковного знания о Великой Субботе. Дело в том, что в Четвероевангелии, как известно, не сказано ничего о сошествии Господа во ад; там говорится только о смерти и воскресении. Сошествие во ад в Четвероевангелии не упоминается, о нем говорится лишь в посланиях апостольских (Еф.4:8-7; 1 Петр.3:19-20), причем довольно кратко. Но вместе с тем мы имеем очень развитое богослужение этого дня, в котором говорится именно о сошествии во ад, причем в таких подробностях, которые домыслить невозможно. С другой стороны, мы имеем древнюю и разработанную иконографию.

Известно, что икона Воскресения в том виде, в каком мы очень часто ее видим: Господь в белых одеждах, с хоругвью, Крест, гроб, камень, Ангел – это очень поздняя иконография, а Византия и Русь знали Воскресение, изображаемое в виде Сошествия во ад. Именно икона Сошествия во ад долгие века на православном Востоке была единственным изображением Воскресения Христова. Если взглянуть на эту икону, мы увидим черную бездну, в которую спускается Господь; обычно при этом Его гиматий развевается – этим, очевидно, изображается стремительность Его движения. Часто в этом черном проеме изображается фигура, связанная по рукам и ногам. Очевидно, это антропоморфное изображение ада, олицетворение его, связанного по рукам и ногам, скованного цепями, и Господь часто даже попирает его Своей ногой. На византийских иконах иногда встречается интереснейшая деталь: на огромном пространстве изображаются разные части ворот – гвоздики, петли, ключики и их там столько, сколько представить себе невозможно. Ясно видно, что все то, что ад себе построил, укрепил, разрушилось, разлетелось в пух и прах.

Богослужение Великой Субботы посвящено именно воспоминанию пребывания Иисуса Христа во гробе и того значения, какое оно имеет для христианской веры, и, наконец, воскресения Спасителя из гроба. Службами, на которых читаются и поются молитвы и песнопения, изображающие эти мысли, являются Утреня и Литургия. Утреня по Уставу должна совершаться в глубокую ночь (часа в 3) и является благоговейным молением пред лежащим во гробе Господом. После обычного хода Утрени до шестопсалмия и следующей за ним великой ектении певчие поют: «Бог Господь и явися нам…» и вышеприведенный тропарь «Благообразный Иосиф…». В это время верующие зажигают свечи, священнослужители с зажженными светильниками исходят из алтаря к Плащанице и совершают каждение. После пения тропарей начинается великое надгробное пение над Божественным Мертвецом, которое состоит из пения 118 псалма с припевами или стихами новозаветных песнопений. В них говорится о Божестве погребенного Господа, вспоминается скорбь Пречистой Богоматери и исповедуется наша вера в Господа, как Искупителя. Псалом 118 и стихи называются «непорочными». Ектениями они разделяются на три части, называемые «статьями». К третьей статье присоединяются воскресные тропари: «Ангельский собор удивися…» с припевом: «Благословен еси, Господи…».

После «непорочных» поется канон «Волною морскою…», в котором изображается ужас всей твари при виде Творца и Господа в гробе. После великого славословия Плащаница при трогательном пении «Святый Боже» и преднесении светильников, хоругвей и каждении фимиама выносится священнослужителями из храма на главе и обносится вокруг храма в воспоминание погребения Иисуса Христа. Вместе с тем здесь же изображается также сошествие Иисуса Христа в ад и победу Его над адом и смертью: Своими Страданиями и Смертью Спаситель снова отверз нам двери рая, и Плащаница, по внесении ее в храм, подносится к открытым Царским вратам. Певчие поют: «Благообразный Иосиф…», а затем читаются: паремия из книги пророка Иезекииля (Иез.37:1-14) о воскресении мертвых; Апостол (1 Кор.5:6-8; 3:13-14), научающий верующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас, что Он сделался за нас клятвою, чтобы избавить нас от клятвы закона; Евангелие (Мф.27:62-66), повествующее о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Господня и приложили к камню печать. После чтения Евангелия произносится сугубая ектения и бывает отпуст. Затем читается Первый час.

Литургия совершается Василия Великого вместе с Вечернею. Так как вечерняя служба обыкновенно относится к следующему дню, то священные песнопения в память погребения Иисуса Христа соединяются с воскресными песнопениями.

После вечернего входа с Евангелием читается 15 паремий, в которых собраны важнейшие ветхозаветные прообразования и пророчества о спасении людей Страданиями и Воскресением Иисуса Христа. На Литургии вместо Трисвятого поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа». Апостол (Рим.6:3-11) повествует о том, что мы должны умереть греху, чтобы жить с Иисусом Христом. После чтения Апостола при пении: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех», священнослужители переоблачаются в светлые одежды. Обыкновенно в это же время снимаются темные одежды с Престола, жертвенника и аналоя. Таким образом, ко времени чтения Евангелия, которое возвещает о воскресении Спасителя (Мф.28:1-20), всё облачается в светлые одежды. Затем читается Евангелие, и Литургия Василия Великого продолжается обычным порядком. Вместо Херувимской песни поется следующая песнь: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничто же земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным». «Предходят же сему лица Ангельстии со всяким началом и властию: многочитии Херувимы и шестокрылатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: Аллилуиа». Задостойником служит 9-ая песнь (ирмос) канона: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына: возстану бо, и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия».

Согласно древнему обычаю верующие могут оставаться в храме и по окончании Литургии до наступающего Светлого праздника, проводя время в чтении и слушании книги «Деяний Апостольских». Для подкрепления сил оставшихся в храме молитвенников Уставом церковным положено совершать в конце Литургии освящение хлебов и раздавать их верующим. Богослужение Великой Субботы служит постепенным приготовлением и переходом к наступающему Светлому дню, считающемуся Праздником праздников.

Проверочные вопросы:

  1. Что такое Страстная седмица?
  2. Когда оканчивается святая Четыредесятница?
  3. Как называются дни Страстной седмицы?
  4. Перечислите воспоминания из Священного Писания для каждого дня.
  5. Какая Литургия служится в какой день Страстной седмицы?
  6. Что общего в богослужении первых дрех дней Страстной седмицы?
  7. Какие особенные богослужения положены в дни Страстной седмицы?
  8. В чем состоит главная особенность Великого Четверга?
  9. Почему Великая Пятница является днем строго поста и как отражается в богослужении скорбь этого дня?
  10. Чему посвящено песнопение «Благообразный Иосиф…»?
  11. О чем напоминает нам песнопение «Волною морскою…»?
  12. Каков богослужебный порядок Последования Святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа?
  13. Почему именно в Великую Сбботу вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся…»?