Вход Господень в Иерусалим

1. История и значение Входа Господня в Иерусалим

События, связанные с Входом Господним в Иерусалим, описываются всеми четырьмя евангелистами (Мф.21:1-11,Мк.11:1-10,Лк.19:29-44,Ин.12:12-19). Вот что говорится в Евангелии от Матфея: «И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлет их. Все же сие было, да сбудется реченное через пророка, который говорит: Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядет к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной. Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус: привели ослицу и молодого осла и положили на них одежды свои, и Он сел поверх их. Множество же народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! И когда вошел Он в Иерусалим, весь город пришел в движение и говорил: кто Сей? Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского» (Мф.21:1-11). Почему народ так торжественно и восторженно встретил Христа? Главной причиной было предшествующее Входу Господа в Иерусалим событие: «Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо» (Ин.12:17,18). Влияние этого факта на народ было таково, что архиереи решили убить не только Христа, но и Лазаря, потому что его воскрешение заставляло поверить в мессианское происхождение Иисуса.

Символизм появления Христа в Иерусалиме на молодом осле многопланов. Существует предсказание пророка Захарии об этом событии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.9:9). Все́ произошло так, как и было предсказано пророком за несколько столетий до Рождества Христова. То, что Христос въезжает в Иерусалим не на коне, а на осле, говорит о том, что Он несет мир, а не войну и символизирует, что Господь – Царь кроткий. А подъяремная ослица и еще не бывший под седлом ее строптивый жеребец, символизируют ветхозаветный Израиль, и тех язычников, которые в будущем примут Христа. Кроме того, все евангелисты подчеркивают в событии Входа Господня в Иерусалим царственное достоинство Иисуса. Его ученики сняли с себя верхнюю одежду и положили ее на осла, а народ стал устилать дорогу свежесрезанными пальмовыми ветвями (ваиями), как это было в обычае на Востоке при встрече особенно чтимых лиц. Кроме того, когда шествие двинулось чрез гору Елеонскую, апостолы приветствовали Иисуса как Мессию словами 117 псалма: «Благословен грядущий во имя Господне!» Торжественная встреча Христа возбудила радость в народе и… негодование и зависть среди фарисеев. Думая, что такое великолепное шествие было организовано апостолами, они потребовали от Господа: «Учитель, запрети ученикам твоим!» (Лк.19:39). Но Христос, ответил им: «Если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк.19:40). Фарисеям не удалось остановить торжественную встречу, устроенную народом Иерусалима и всеми, пришедшими во Святой Град. Даже дети восторженно приветствовали Господа, восклицая: «Осанна Сыну Давидову!». Когда книжники и фарисеи обратили внимание Христа на это «богохульство», Господь, скрывавший до этого Свою Божественность перед людьми, ответил: «Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?» (Мф.21:16).

Въехав в Иерусалим, Христос пошел в Храм, откуда выгнал всех торгующих, и опрокинул столы менял и скамьи продающих голубей, говоря им: «Написано: дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф.21:13). Тут же к Иисусу приступили слепые и хромые, и Он исцелил их. Затем, покинув Иерусалим, Он вернулся в Вифанию.

Событием Входа Иисуса Христа в Иерусалим для предания Себя на поругание, на унижение, на мучительную и позорную смерть на Кресте открывается последняя страница общественного служения Господа. Сразу после этого начинается Страстная седмица – неделя страданий, издевательств, распятия и смерти ради спасения оставивших своего Бога людей.

Иудеи ждали мессию, могущественного монарха, самодержца, перед которым они могли бы рабски склониться. Ему — Создателю вселенной — ничего не стоило, если бы Он захотел, не только стать властителем Иудеи, но и подчинить Себе всю Римскую империю. Но то, что велико в глазах людей, ничтожно перед Богом. Иисус отверг искушение земного владычества в самом начале Своего пути, когда диавол искушал Его в пустыне, предлагая Ему все царства мира (см.: Мф. 4:8-10. Вместо земных царств Иисус взыскал одного — сердца человеческого, которое Он покорил не силой и могуществом, но кротостью и смирением. Иисусу нужны не рабы, но свободные сыны, которые избрали Его своим Царем потому, что полюбили Его, а не потому, что Он сумел подчинить их Своей власти. Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы сыны человеческие стали сынами Божиими — свободными и богоподобными. И в этом усыновлении людей Богу, в этом призвании к богоуподоблению и обожению — величайшая тайна Боговоплощения.

Иудеи не узнали своего Мессию: они не вместили благовестия о Царстве, которое внутри сердца человеческого, о горнем Иерусалиме, о небесном Престоле Небесного Царя. Он учил их притчами о Царствии Божием, а они все пытались узнать, когда и где увидят они это обещанное Им Царство. Но Он отвечал: «не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно десь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:20-21). Царство Божие приходит не «приметным образом», но таинственно и тихо и наполняет собою сердце человека. Христос приходит к каждому христианину с той же кротостью и смирением, с какими Он вошел в Иерусалим. Он покоряет людей не силой и могуществом, но смирением и любовью.

Лазарева суббота и Вход Господень в Иерусалим – это два праздника, которые служат переходом от Великого поста к Страстной седмице. Пост святой Четыредесятницы завершается в канун Лазаревой субботы, и, хотя верующие продолжают поститься до Великой Субботы включительно, значение поста изменяется: это уже не покаянный пост, а пост в память о Страстях Христовых. Начиная с Лазаревой субботы Православная Церковь день за днем и час за часом вспоминает последние дни и часы земной жизни Господа Иисуса Христа.

2. Традиция праздника

Обычай праздника – приходить в храм на богослужение с пальмовыми ветками – возник на основании евангельского повествования. От восточной традиции употреблять в этот день вайи ветви финиковой пальмы) возникло название праздника – Неделя «ваий», «Цветоносия», «Цветная». В России этот праздник называется «Вербным воскресеньем», так как вайи в связи с климатическими особенностями северных территорий заменяются вербой. К вербе присоединяют (или вставляют в букетик) свечи. Вербы освящаются во время всенощного бдения, накануне Вербного воскресения, и потом хранятся весь год в домах около икон, как святыни.

3.  Особенности богослужения на Вход Господень в Иерусалим

Вход Господень в Иерусалим – один из самых радостных праздников церковного года. За Литургией в этот день читаются слова апостола Павла: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4:4). В богослужебных текстах многократно повторяется еврейское слово «осанна» (хвала), которое звучало из уст народа еврейского, когда Иисус, сидя на молодом осле, въезжал в городские ворота. Говорится и об участии детей во встрече Христа: 

«Радуйся и веселися граде Сионе: красуйся и радуйся церкве Божия: се бо Цaрь твой прииде в правде, на жребяти седя, от детей воспеваемый: осанна в вышних, благословен еси Имеяй множество щедрот, помилуй нас».  

«На Престоле на небеси, на жребяти на земли носимый Христе Боже, Ангелов хваление, и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси грядый Адама воззвати». 

В то же время через все богослужебные тексты праздника проходит тема страданий. Авторы литургических текстов напоминают о том, что Христос входил в Иерусалим не для того, чтобы Его прославили, но чтобы пострадать и умереть на Кресте для спасения «младенцев и старцев»: «Понеже ада связал еси Безсмертне, / и смерть умертвил еси, / и мир воскресил еси, / с ваиами младенцы восхваляху Тя Христе, яко победителя, / зовуще Ти днесь: осанна Сыну Давидову. / Не ктому бо, рече, заклани будут младенцы, за Младенца Мариина, / но за вся младенцы и старцы, Един распинаешися. / Не ктому на нас вместится меч: / Твоя бо ребра прободутся копием. / Темже радующеся глаголем: / благословен грядый Адама воззвати».

«Восхвалите согласно людие и языцы: / Царь бо ангельский взыде ныне на жребя, / и грядет хотяй на Кресте поразити враги, яко силен. / Сего ради и дети с ваием взывают песнь: / слава Тебе пришедшему Победителю: / слава Тебе Спасу Христу: / слава Тебе благословенному, / единому Богу нашему».  

Лейтмотивом богослужебных текстов Входа Господня в Иерусалим является тема Царства: Христос прославляется как кроткий Царь, пришедший спасти новый Израиль – Церковь Божию. Тема Царства сближает этот праздник с Благовещением Пресвятой Богородицы. В Назарете Ангел говорил Деве об Иисусе: «Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:32-33). А в Иерусалиме народ приветствовал Иисуса словами: «осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин 12:13). В обоих случаях речь идет о Царе и о Царстве. Но Ангел возвещал о вечном Царстве Бога над человечеством, иудеи же тосковали о земном царстве Давида над Израилем. Они видели в Иисусе пророка, который исцеляет людей и совершает чудеса: только что Он воскресил из мертвых Лазаря четверодневного. И они надеялись, что такой Человек сможет стать достойным царем, а потому и вышли навстречу Ему с пальмовыми ветвями.

Трагизм события, которому посвящен праздник Входа Господня в Иерусалим, в том, что Христа встречали как царя, который воссядет на престоле Давидовом, как политического вождя, пришедшего освободить Иудею от ненавистных оккупантов-римлян; надеялись, что Он восстановит утраченную государственность, державность – идеалы, столь дорогие многим из тех, для кого земное превыше небесного. Но Он не оправдал эти надежды. И потому уже через несколько дней та же толпа, которая сегодня восторженно приветствует Христа, закричит: «Распни, распни Его! И те, кто ныне провозглашает «Благословен Царь Израилев», будут восклицать со злой иронией: «Если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него» (Мф. 27:42). Со словами «Радуйся, Царь Иудейский!» Иисуса будут бить по голове тростью и плевать на Него. Разочарование иудеев будет так велико, что, когда Пилат напишет на Кресте Христовом: Сей есть «Иисус Назорей, Царь Иудейский», они скажут ему: «не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я, Царь Иудейский» (Ин. 19:19,21).

В богослужебных текстах говорится о том, как быстро меняется настроение толпы, которая сегодня прославляет Христа как чудотворца, а завтра будет требовать Его распятия: 

«С ветвьми воспевше прежде, / с древесы последи яша Христа Бога, неблагодарнии иудее. / Мы же верою непреложною присно почитающе / яко благодетеля, выну вопием Ему: / благословен еси, грядый Адама воззвати».

Облачение в день праздника — зеленое с золотом как отражение тех ветвей зелени, которыми встречали Христа.

Тропарь Входа Господня в Ирусалим, глас 1

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе Победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Другой тропарь Входа Господня в Ирусалим, глас 4

Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне.

Кондак Входа Господня в Ирусалим, глас 6

На престоле на Небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати.

ВеличаниеВеличаем Тя, Живодавче Христе; осанна в вышних и мы Тебе вопием: благословен Грядый во Имя Господне.