Благовещение Пресвятой Богородицы

Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы относится к числу Богородичных двунадесятых праздников. Чаще всего он приходится на период Великого поста (начиная с четверга его третьей седмицы), однако может совпасть и с пасхальным торжеством – по среду Светлой (послепасхальной) седмицы включительно. Праздник Благовещения отмечается 7 апреля – ровно за девять месяцев до Рождества Христова (7 января). Общий смысл слова «Благовещение» – благая, добрая, радостная весть: то же самое, что «Евангелие».

Первая же из посвященных празднику Благовещения стихир Вечерни начинается словами: «Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста…». Здесь, в этих словах содержится одно из оснований понимания смысла праздника. Что же это за «Совет превечный» (или «предвечный»)? По учению Церкви еще прежде творения мира Всеведущий Бог уже заранее знает, что свободная воля человека окажется склонной ко греху и даже еще не начав создавать вселенную, Господь уже «загодя» определяет то средство, с помощью которого в будущем надлежит исцелить этот грех.

Решение об этом и принимается на некоем загадочном Совете – в согласии единой воли Трех Божественных Лиц Пресвятой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа. Тайна этого Совета и принятое на нем решение – решение о том, что на земле некогда должен родиться Сын Божий, Иисус Христос – оказалось временно сокрыто не только от людей, но и от ангелов. Все происходит именно так, как об этом заранее «пред-знает» всеведущий Бог: человек действительно грешит и отдаляется от своего Создателя. И вот постепенно приготавливается средство для исцеления людей от этой древней болезни богоотступничества. Пресвятая Дева Мария «была предопределена предвечным провидящим Советом Божиим». Из среды человеческого рода избирается самая чистая и совершенная Дева, не имеющая никакого личного греха, достойная выносить в Своем чреве и родить Искупителя мира, Сына Божия.

В то же время Богоматерь не есть лишь «механическое», «пассивное» орудие спасения человеческого рода. Бог воплощается в Деве лишь после Ее добровольного на это согласия. Именно Ее ответ архангелу Гавриилу делает окончательно возможным пришествие в мир Христа.

Принято сопоставлять и одновременно противопоставлять двух самых известных, женщин Священной библейской истории – Еву и Марию. Если непослушание одной приводит человека к рабству греху и смерти, то смиренное послушание Другой, проявленное Ею в миг возможности Ее свободного выбора, приводит в мир Самого Бога, делающегося Сыном Человеческим.

Начало церковного празднования относится к IV веку, а к концу VII столетия праздник Благовещения является одним из самых почитаемых в Константинопольской церкви. Особенности совершения богослужения праздника Благовещения связаны прежде всего с тем, что он, как правило приходится на период Великого поста. В этот день совершается «полная» литургия Иоанна Златоуста, а не обыкновенная для периода Великого поста Литургия преждеосвященных Даров.

Каждый год служба на Благовещение является словно в новой одежде, в новом обличье из-за различных сочетаний с днями Триоди Постной или Цветной. Один вид принимает этот праздник во един от дней постных и совсем другой – скажем, в Великий Четверг. Для каждого случая Типикон дает развернутый и подробно изложенный порядок богослужения, в котором отражается иерархия праздников. Даже продолжительность этого церковного торжества может быть различна.

Если оно случится прежде Лазаревой субботы, то Церковь празднует его в течение трех дней (с одним днем предпразднства и одним – попразднства). Если в самый день Лазаревой субботы – два дня (без попразднства). Если на Страстной или Светлой седмицах – один день. Праздник этот столь значим для Церкви, что он не отменяется, даже если совпадет с днем Пасхи (так называемая «Кириопасха»). В этом случае оба праздника совмещаются друг с другом. На следующий день после Благовещения совершается служба собора архистратига Гавриила, бывшего вестником грядущего Воплощения Сына Божия от Господа к Богоматери.

Если Благовещение совпадает с воскресеньем или понедельником – во время Великого поста, а также с днями Светлой (пасхальной) седмицы, то служба начинается с вечерни; если оно бывает в Великий пяток или Великую субботу (дни Страстной седмицы) – с утрени; если же оно приходится на все другие дни – то с великого повечерия. Таким образом его устав существенно отличается от обычной схемы праздничного богослужения. Великое повечерие преимущественно состоит из псалмов и некоторых вечерних молитв, чтение которых здесь прерывается лишь торжественным пением «С нами Бог» – отдельных стихов из книги пророка Исаии, да еще тропаря и кондака праздника. Вслед за этим здесь обязательно совершается лития, а также – на утрени – присутствуют и прочие важнейшие праздничные богослужебные обряды (например, полиелей). На следующий день обязательно совершается праздничная Литургия. Текст службы Благовещения содержится в мартовском томе месячной минеи. На праздник Благовещения принято совершать службу в традиционных богородичных – голубых – облачениях.

Тропарь праздника: «Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Тем же и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». По-русски тропарь может звучать так: «Сегодня начало нашего спасения и проявление бывшей от века тайны; Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил возвещает благую весть о благодати. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Под «бывшей от века тайной» здесь подразумевается все тот же таинственный «Совет предвечный», на котором Пресвятой Троицей принимается решение о способе спасения человеческого рода от греха.

Кондак праздника: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся Невесто Неневестная». Русский перевод кондака: «Богородица! Мы рабы Твои, воспеваем победные песни, Тебе как Военачальнице, ополчившейся за нас, и благодарственные потому что Ты нас избавила от бед как имеющая силу непобедимую, освободи нас от всяких бед; чтобы мы взывали к Тебе: радуйся Невеста, не вступившая в брак». Это торжественное песнопение сделалось одним из самых любимых и потому наиболее часто звучит – и в православных храмах, и в вечернем молитвенном правиле.

Канон праздника имеет весьма оригинальный вид: он строится в виде диалога между Богоматерью и архангелом Гавриилом. Каждый тропарь канона – это как бы отдельная реплика участников чудесной беседы. «Вопию Тебе, веселяся, приклони ухо Твое и вонми ми, Божие возвещающу безсеменное зачатие, обрела бо еси благодать пред Богом, еяже никогдаже обрете другая, Всечистая» – слова архангела Гавриила. «Да разумею, Ангеле, твоих глагол силу, како будет, еже рекл еси, глаголи явственнейше? Како зачну, Дева сущи, Отроковица? Како же и Мати буду Зиждителя (Создателя, т. е. Бога) Моего?» – отвечает Гавриилу вопросом Мария. Так на протяжении канона и продолжается их беседа.

Библейские чтения во время службы Благовещения во многом совпадают с праздничными чтениями других Богородичных праздников. Так паремии праздника – те же самые, что и на Рождество Богородицы (Быт.28:10-17; Иез.43:27; 44:1-4; Прит.8:22-30). Традиционное богородичное Евангелие также читается здесь и на утрене (Лк.1:39-49,56). Лишь на Литургии звучат особые, оригинальные по отношению к другим торжествам, прославляющим Богоматерь, библейские тексты. Так праздничный Апостол (Евр.2:11-18) говорит о том, что Господь воспринял наши человеческие плоть и кровь. Он воспринял на Себя не ангельское естество – как могло бы показаться, куда более возвышенное и прекрасное, чем наша природа, но именно естество человеческое, чтобы через это принятие совершить умилостивительную жертву за наши грехи. Этот отрывок читается в праздник Благовещения потому, что людскую тварную (сотворенную) природу Сын Божий воспринимает именно через посредство Богоматери. Прочитываемое же за Литургией Евангелие звучит здесь именно потому, что оно содержит рассказ о самом событии Благовещения (Лк.1:24-38).