Занятие 28. Посты Православной Церкви. Рождественский пост

Посты установлены Церковью как особенное, выделенное из будничного, время, когда христианин усиленно работает над очищением своей души и тела, молясь, исповедуя свои грехи, приобщаясь Святых Христовых Таин. Постом воздерживаются от скоромной пищи – мяса, молока, яиц, иногда рыбы.

Пост существовал во времена Ветхого Завета. Первоначальный пост, установленный Богом во время пребывания первых людей в раю, был очень прост: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:16,17).

Прародители не смогли понести этот подвиг послушания и самоограничения, что привело ко многим трагическим последствиям. Пост как добровольное послушание Богу в ограничении своих желаний и потребностей стал с тех пор обязательным элементом человеческого делания, направленного на восстановление разорванной связи с Творцом.

Примеров соблюдения поста в Ветхом Завете великое множество. Постились цари и пророки, простые израильтяне и иноплеменники, постились дети и даже животные, которые невольно разделяли скорбь своих хозяев.

В книге Исход находим пример поста пророка Моисея перед великим событием в жизни богоизбранного народа: «И пробыл там [Моисей] у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил; и написал на скрижалях слова завета, десятословие» (Исх.34:28).

В Ветхом Завете есть подробные указания о том, как провести пост, чтобы это было не формальностью, а настоящим, живым движением человеческого сердца к Богу. Так в Книге пророка Исайи есть удивительные слова: «Они каждый день ищут Меня и хотят знать пути Мои, как бы народ, поступающий праведно и не оставляющий законов Бога своего; они вопрошают Меня о судах правды, желают приближения к Богу: “Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?” – Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других.

Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис.58:2-7).

Новозаветная Церковь – преемница Ветхозаветной, поэтому Христос неоднократно подчеркивал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17). И первое, что сделал Христос перед своим выходом на проповедь, – удалился в пустыню, где провел сорок дней в посте и молитве: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола, и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (Мф.4:1,2). Несмотря на то, что Христос готовился к Своему служению исполнением заповеди поста, его избранные ученики-апостолы, находясь с Ним, не постились: «Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» (Мф.9:14). Ответ Христа исчерпывающий: «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф.9:15). Т.е. пост, целью которого является приближение человека к своему Создателю, не нужен тем, кто находится с Ним рядом.

Первым, собственно христианским установлением о посте можно считать правило Иерусалимского Апостольского Собора, предписывающего членам Церкви такой устав: «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите» (Деян.15:29).

Первым постом, появившимся в первохристианской Церкви, был пост перед Пасхой. Кроме того, с самых ранних времен соблюдался пост в среду (в память предания Спасителя в руки первосвященников) и в пятницу (в память Христова Распятия). Эти посты были строгими – с утра до вечера соблюдалось полное неядение. А начинавшийся в Великий Пяток пост продолжался до полуночи Воскресения Христова. В эти дни воздерживались не только от пищи, но и от воды.

Что касается многодневных постов, то в первые века христианства в Церкви существовал один пост – Святая Четыредесятница, получивший позже название «Великий». Церковные историки считают, что он окончательно оформился, когда вошло в обычай крестить новообращенных на Пасху и готовить их к принятию Таинства продолжительным постом. Из чувства братства и любви вместе с ними в этом посте стали принимать участие и все верующие.

Уже в IV веке Великий пост существовал в Церкви повсеместно, но начинался не везде в одно время и не везде продолжался сорок дней. Пост был очень строгим. Все правила первохристианской Церкви относительно поста говорят, таким образом, о Святой Четыредесятнице.

69-е правило Святых Апостолов гласит: «Аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец, не постится во святую четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или в пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аще же мирянин: да будет отлучен».

66-е Апостольское правило и 55-е правило Шестого Вселенского Собора предписывают наказание христианам, постящимся в субботу и воскресенье, поскольку в церковном сознании эти дни были днями особого торжества и духовной радости. Действительно, факт Воскресения Христова занимает центральное место в учении о спасении, а суббота чтится Церковью, начиная с момента ее основания, как день покоя, когда Бог почил от дел Творения. Поэтому вышеперечисленные правила предписывают извергать из сана клириков и отлучать мирян, постящихся в эти дни. Но если субботы и воскресенья приходились на дни Святой Четыредесятницы (а позже и на другие многодневные посты), пост не отменялся, а ослаблялся.

56-е правило Шестого Вселенского Собора перечисляет продукты, от которых следует воздерживаться постом: «Церковь Божия, по всей вселенной, следуя единому чину, совершает пост и воздерживается как от всякого закалаемаго, так от яиц и сыра, которые суть плод и произведение того, от чего воздерживаются».

Установление Рождественского поста относится к первым векам христианства. Самые ранние письменные свидетельства о нем датируются IV веком, когда свт. Амвросий Медиоланский, блж. Августин и Филастрий упоминают Рождественский пост в своих творениях. Длился этот пост семь или немногим более дней. Сорокадневный пост перед великим праздником Рождества Христова был установлен на Константинопольском соборе 1166 года. Возглавляли Собор константинопольский патриарх Лука и император Мануил. Рождественский пост начинается за сорок дней до Рождества Христова и поэтому, как и Великий пост, иногда называется Четыредесятницей. Его называют также Филипповым, потому что за день до его начала, 27 ноября, празднуется память апостола Филиппа.

Этот пост не такой строгий, как Великий, разрешена рыба. Но за несколько дней до Рождества Христова воздержание усиливается, и, наконец, в Сочельник, последний день перед Рождеством, ничего не едят до вечерней звезды, в память о звезде, явившейся над Вифлеемом при Рождестве Спасителя.