Занятие 27. Иконография Божией Матери. Чудотворные и особо чтимые иконы

1. Значение икон Богородицы

Иконография Богородицы создавалась на протяжении многих веков и сегодня она составляет центральное по значению и крупнейшее по объему направление православной иконописи. Объединяя десятки различных типов изображения и более 800 изводов, основанных на конкретных исторических прототипах, она отражает особое место Божьей Матери в христианской и, особенно, православной культуре.

Восприятие образа Богоматери определяет традиции Ее изображения. С одной стороны, здесь – особое почитание и любовь, связанные с идеей божественного заступничества, всепрощения, чудесного избавления от бед.

Характерно, что именно лики Богородицы составляют подавляющее большинство исцеляющих и чудотворных икон. К ней обращались во время великих бедствий – пожаров, эпидемий и войн, а сказания о случаях чудесного избавления красной нитью проходят сквозь всю историю русского государства.

С другой стороны, изображения Богородицы выражают определенный спектр догматических положений Церкви и, прежде всего, догмат боговоплощения, который является одним из краеугольных камней христианства в целом.

Изображение Богородицы христоцентрично и неслучайно, что почти все основные иконографические типы представляют Богоматерь держащей на руках Младенца Христа. Более того, в большинстве случаев именно Сын, а не Дева Мария является ключевым элементом изображения, что достигается благодаря особой технике. Художник пишет икону так, что лик Младенца Христа располагается в точке пересечения основных композиционных линий, благодаря чему, по законам изобразительного искусства, он прежде всего привлекает к себе внимание зрителя.

С точки зрения православной догматики, изображение Богородицы повествует о единении божественного и земного начал, о пришествии Иисуса Христа, рожденного в непорочном зачатии, на землю. «Девственная Мать и есть граница между тварной и нетварной природой, и Ее, как вместилище Невместимого, будут знать те, кто знает Бога, и воспевать Ее будут после Бога те, кто воспевает Бога», – пишет святой Григорий Палама, определяя главное содержание иконописного образа Богоматери. Что касается более конкретных, символических значений, здесь возможны различные толкования. В одной из трактовок изображение Богородицы может быть рассмотрено как аллегория Православной Церкви, которая, подобно Приснодеве, служит посредником между Богом и человеком, Царством Небесным и дольним миром.

2. Особенности иконного изображения Божией Матери и основные иконографические типы

По преданию, первые изображения Богородицы были написаны евангелистом Лукой, которого, в частности, считают автором знаменитого извода (прообраза) иконы Тихвинской Божьей Матери, которая почитается чудотворной и существует сегодня во множестве списков. Тихвинская икона относится к иконографическому типу «Одигитрия» – одному из самых распространенных канонов изображения Богоматери. На иконах «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница», Божия Матерь изображена в торжественной позе с поднятой рукой, обращённой к Своему Сыну, как бы указывающей человечеству путь к спасению. Что касается оригинальных изображений, то древнейшими среди них являются росписи в катакомбах Рима, которые были сделаны ранними христианами во II — III веках. В их числе – знаменитые изображения из кубикулы Велато и фрески из катакомб Присциллы, а также старинный образ в апсиде старинной церкви Санта-Мария Маджоре в Риме.

Множество типов представления Богоматери составляют две основные группы: лики, а также праздничные иконы и сюжетные композиции, основанные на апокрифических текстах. Первая сочетает несколько основных иконографических типов и представляет изобразительную трактовку особой догматики, определяющей место и значение Божией Матери в христианской истории и культуре. Во второй группе представлены разнообразные сюжетные изображения, основанные на Священном Писании, богослужебных текстах и песнопениях, а также символические иконы, такие как «Семистрельная» и «Неупиваемая Чаша». В любом случае, неизменным остается изображение самой Божией Матери, которая пишется в синей тунике и пурпурном мафории (большое женское покрывало на голову), расшитом тремя золотыми звездами, которые расположены на голове и плечах. В одном из писем свт. Николай Сербский представляет следующие особенности и отличительные черты православного изображения Божие Матери: «Одним из самых важных знаков, отличающих православную икону Богородицы, служат три звезды: одна над Ее челом, вторая на правом плече, третья на левом. Три звезды символизируют девственность Пресвятой Девы до рождества Христа, в момент рождества и после рождества.

Затем – цвета Ее одежд. Как правило, в Ее одеянии преобладают три цвета: золотой, красный и голубой. Золотой цвет символизирует бессмертие, красный – мученичество, славу и господство, голубой – небеса; все вместе это означает, что, облеченная бессмертной славой на небесах, Она некогда была Рабой Божией и Страдалицей на земле.

ик Пресвятой Богородицы на православных иконах никогда не изображается полным или округлым, но всегда удлиненным и тонким. Глаза крупные и задумчивые. Тихая грусть, готовая к утешительной улыбке. Грусть о скорбях мира, а улыбка – упование на Господа Утешителя. Но и грусть, и улыбка сдержанны, лишь угадываются, все сдержанно и подчинено духу. Это лик Победительницы, пережившей всю горечь страданий и боли, Которая теперь может помочь всем, кто борется со страданием и болью. Волосы всегда убраны полностью. Об этом лице нельзя сказать, что оно красиво по-человечески. Оно отклоняет всякую мысль о телесности. Оно излучает небесную красоту, которая являет себя только в святости. Оно обращает мысли того, кто смотрит на него, к возвышенной реальности и красоте души».

В основных чертах иконография Богородицы сформировалась еще в доиконоборческий период. Важным этапом в процессе ее развития стали решения Эфесского собора 431 года, подтвердившие основной христианский догмат о том, что Христос познается в двух естествах – как Бог и как Человек, и закрепившие, таким образом, фундаментальные положения Богородичной иконографии.

С окончанием затяжного периода иконоборчества и далее, на протяжении IX-X веков, иконография Божией Матери претерпела существенное развитие. В это время сформировались практически все основные типы изображения, включая распространенные в Византии «Оранта» (от лат. «молящийся») и «Панахранта». В первом случае Дева Мария предстает молящейся, с поднятыми и раскинутыми по сторонам руками, повернутыми ладонями наружу. В иконографии «Царицы Небесной» и «Панахранта», что в переводе с греческого означает «пречистая», «пренепорочная», Богородица пишется восседающей на престоле, с младенцем Иисусом Христом на коленях.

Первые русские иконы Божьей Матери появились в X-XI веках и были созданы по аналогии с византийскими образцами. С развитием иконописных школ, которые окончательно утвердились к XIII столетию, началось становление национальных традиций изображения Богородицы. Так, наиболее широкое распространение получил иконографический тип «Елеуса» («Умиление»), который фактически не встречался до X века. Для него характерно изображение Богородицы, прижимающейся щекой к Младенцу, сидящему у Нее на руках. В этой иконографии были написаны многие чтимые и известные на Руси иконы, включая Владимирскую и Донскую. Другой характерной особенностью, которая отличает русскую школу, является преобладание поясных и оглавых икон, в то время как в византийской традиции были более распространены ростовые изображения.

Иконография Богородицы – это огромный культурный слой, который продолжает расти. Многие иконы сравнительно молоды. Например, знаменитый «Державный» образ, обретенный в 1917 году в подвале одной из московских церквей, был написан в конце XIX века. Эта икона, также как и любая другая из многих сотен известных сегодня изводов, является результатом особой трактовки образа Богородицы и обладает своей историей, символикой и культурным значением.

3. Чудотворные и чтимые иконы. Икона Божией Матери Казанская

Казанская икона Божией Матери особо почитается на Руси. В каждом храме, в каждой верующей семье можно увидеть этот образ. Казанской иконой благословляют к венцу молодых, перед ней молятся о семейном благополучии.

На этой иконе Спаситель не сидит на руке Богородицы, а стоит слева от Нее. Правая рука Его поднята в благословении. Голова Божией Матери чуть склонена к Богомладенцу.

Явление Казанской иконы произошло при следующих обстоятельствах. После покорения Казани Иваном Грозным там была учреждена епархия и начала распространяться православная вера. Но вскоре магометанство стало оказывать сильное сопротивление.

В 1579 году в Казани случился пожар, которым были уничтожены половина кремля и часть города, прилегавшая к нему. Магометане стали говорить, что Бог гневается на русских. «Вера Христова стала притчею и поруганием», – свидетельствует летописец. Именно в это тяжелое для православных время Пресвятая Богородица явила Свою чудотворную икону.

Дочери стрельца, девятилетней Матроне, во сне трижды являлась Богоматерь с приказанием возвестить архиепископу и городским начальникам, чтобы они извлекли из земли Ее икону. Пресвятая Богородица указала место, где на пепелище недавно сгоревшего дома следовало искать святой образ. Но словам девочки не придали значения, и тогда она с помощью матери решила исполнить повеление Богородицы.

8 июля мать Матроны начала копать землю в том месте, которое указала ей дочь. Но икона не появлялась. Затем землю стала копать Матрона, и вскоре святыня была обретена. Лики на иконе были свежие, ничем не попорченные, а сама икона, несмотря на пребывание в земле, как будто только что написана.

Весть о чудесном обретении иконы быстро разнеслась по городу. С крестным ходом образ был перенесен в приходскую церковь во имя святителя Николая, настоятелем которой в то время был священник Гермоген, будущий архиепископ Казанский, а затем Патриарх и священномученик. Он и описал впоследствии это событие.

Многочисленные чудотворения от иконы начались сразу же, с прозрения слепцов. Поэтому перед Казанской иконой молятся также о прозрении и об исцелении болезней глаз. На месте обретения иконы был устроен женский монастырь, в котором приняли постриг Матрона со своей матерью.

Пресвятая Богородица не раз спасала Россию и подавала помощь и избавление от врагов через Казанскую икону. В смутное время, когда с престола Российского был свергнут последний царь династии Рюриковичей, наступило время междуцарствия, сопровождавшееся смутами, грабежами, насилиями. Москва была занята поляками, в низовьях Волги собирал рать самозванец, а с севера угрожали шведы, захватившие Новгород. Поляки глумились над Православной верой, оскверняли храмы, грабили и жгли города и села.

По призыву святителя Гермогена, томившегося в Москве в плену у поляков, русские люди ополчились против иноземцев и встали на защиту первопрестольной столицы и своего отечества.

Казанская икона пребывала в ополчении, созванном Мининым и руководимым князем Пожарским. Слезные молитвы, изливаемые перед чудотворным образом, были услышаны Царицей Небесной, и Она простерла над Россией Свой милостивый покров. 22 октября 1612 года Москва была освобождена от польских захватчиков. В первый же воскресный день после освобождения русское воинство и все горожане совершили торжественный крестный ход с Казанской иконой. Тогда же было установлено празднование Пресвятой Богородицы в честь Ее Казанской иконы в благодарность за избавление Москвы и России от поляков, а на Красной площади князем Пожарским был воздвигнут собор, куда и помещена была чудотворная икона.

Два столетия спустя, во время войны с французскими захватчиками, в 1812 году, в Казанский собор перед отъездом в армию приезжал молиться перед чудотворным образом фельдмаршал Кутузов. После молебна на него была возложена Казанская икона. И Матерь Божия снова не отвергла молитвы, возносимые перед Ее иконой, и первая крупная победа была одержана в день праздника иконы 22 октября, когда выпал снег и ударили сильные морозы, сама Заступница пришла на помощь воинам.

Празднование Казанской иконе Пресвятой Богородицы совершается 21 (8) июля и 4 ноября (22 октября).