Занятие 25. Покров Пресвятой Богородицы.

1. История и значение праздника Покрова Пресвятой Богородицы

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы (1/14 октября) относится к числу великих праздников, хотя и не является двунадесятым. Он был установлен в честь явления Пресвятой Богородицы святому Андрею Юродивому около 930 года. Это случилось в Константинополе при императоре Льве Премудром. Это были трудные времена для Византии. Империи угрожали нападением сарацины, которые исповедовали ислам. Не видя ниоткуда помощи, в те дни греки во множестве стекались во Влахернский храм, в котором хранились риза Богоматери и Ее головной покров (омофор или мафорий), и молились. В житии святого Андрея так говорится об этом видении. Некогда во время воскресного всенощного бдения во Влахернский храм пришел блаженный Андрей, Христа ради юродивый. Был там и Епифаний – знатный юноша, ученик святого Андрея (по мнению некоторых, впоследствии Константинопольский патриарх). В четвертый час ночи блаженный увидел своими глазами величественную Жену, идущую от Царских Врат со славной свитой. Честный Предтеча Господень Иоанн и апостол Иоанн Богослов поддерживали Ее своими руками, многие святые в белых одеждах шли впереди Нее, а некоторые шли сзади с пением гимнов и духовных песен.

Когда Она приблизилась к амвону, преподобный подошел к Епифанию и спросил:

– Видишь ли Госпожу и Царицу мира?

– Вижу, отец мой духовный, – отвечал тот.

И пока они смотрели, Она, преклонив свои колена, молилась долгое время, обливаясь слезами. Окончив молитву, Богородица подошла к престолу и просила Господа за предстоящий народ. Наконец, Она сняла с Себя покрывало, которое носила на голове Своей, и держа его с великою торжественностью, Своими Пречистыми руками распростерла его над всем стоящим народом.

Эти чудные мужи – Андрей и Епифаний – довольно долго смотрели на распростертое над головами покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню. И пока была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало.

Изумленные чудесным видением, святой Андрей и Епифаний поведали о нем всему народу. В этот день все уходили из храма с духовной радостью и надеждой на помощь Царицы Небесной. И эта надежда вскоре оправдалась: враги без всякого кровопролития отступили от города.

В день этого праздника мы не только вспоминаем событие, которое произошло с блаженным Андреем, но прославляем Божию Матерь за то, что Ее покров, Ее молитва за нас простираются над всею Церковью. Мы веруем в то, что Пресвятая Богородица покрывает нашу землю. Такой покров – это защита от нападений злых духов, от невзгод, помощь в благочестивых делах и христианской жизни.

«Двойная радость для нас в этом празднике, – говорит свт. Николай Сербский, – одна в том, что мы видим великую праведницу и страдалицу в земной жизни, увенчанную такой небесной славой, а другая, что Она, пребывая на небесах, внимательно заботится о христианах, о наследниках Сына Его и Бога… о том, что праведники наследуют Царство Божие свидетельствует нам Пресвятая Богородица Своим явлением в славе и свете, с покровом Своим, которым Она покрывает от зла всех, кто прибегает к Ней со слезами, молитвой и верой. Она явилась и Она является, является не ради явления, а чтобы открыть духовные очи неверующим, чтобы они узнали о вечной жизни и Царстве Небесном; Чтобы утешить скорбящих, чтобы знали они, какая великая радость ожидает их в иной жизни; Чтобы поддержать малых и немощных, чтобы с радостью шли по земному пути в вошли в Царство; Чтобы ободрить кающихся, чтобы не преткнулись они на пути покаяния, но выстояли и спаслись; Чтобы каждую каплю крови Сына Своего оплатить спасением многих и многих человеческих душ; Чтобы за каждую каплю крови Сына Своего оградить от погибели тысячи и тысячи человеческих душ».

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы не получил широкого распространения в Греции. На Руси же он превратился в один из наиболее почитаемых Богородичных праздников. Установленный около 1164 года благоверным князем Владимирским Андреем Боголюбским, он сразу же приобрел большую популярность: образ Богоматери, покрывающей народ Своим омофором, полюбился русским людям. В 1165 году был построен первый на Руси Покровский храм – церковь Покрова-на-Нерли. Впоследствии храмы в честь Покрова возникли во многих русских городах. Наиболее известный из них – Покровский собор на Красной площади в Москве (храм Василия Блаженного).

2. Богослужебные тексты Покрова Пресвятой Богородицы

В богослужебных текстах праздника говорится о Божией Матери как о Покровительнице благоверных царей и всех христиан, Защитнице от стихийных бедствий и от всякого зла, Молитвеннице о христианах перед Богом, Ходатаице о спасении всех верующих:

«Палата одушевленная Христова, верным же стена и покров и держава: Тобою град твой, Богомати, спасается: Твоею помощию правовернии царие венчаются: Тобою хвалящиися присно, победы на поганыя носят: покрываеши бо омофором милости Твоея».

«Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом, и избави нас от всякаго зла, моляши Сына Твоего Христа Бога нашего спасти души наша».

«Дева днесь предстоит в церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превеч наго Бога».

Канон праздника, исполняемый на утрени, посвящен преимущественно осмыслению ветхозаветных прообразов Богоматери. Пресвятая Богородица, согласно автору канона, есть «Многоименитая Дево, пророки проображена честно». Прообразами Богородицы являются священная скиния Завета (см.:Исх.26:1-30) и предметы, находившиеся в скинии: ковчег Завета (см.:Исх.25:10-22), светильник (см.:Исх.25:31-40), сосуд С манной (см.:Исх.16:33-34) и жезл Ааронов (см.:Чис.17:1-8). Другие прообразы — руно Гедеона (см.:Суд.6:36-40), гора, упоминаемая пророком Аввакумом (см.:Авв.3:3), гора, от которой без содействия рук оторвался камень-Христос (Дан.2:34), и одр Соломона (см.:Песн.3:7-10). Все эти ветхозаветные прообразы перечисляются и толкуются в тропарях и ирмосах канона:

«Скинию Тя Моисей, и жезл Аронов именова: Ты бо животное древо Христа процвела еси…»;

«Не яко пред кивотом древле собрав Давид лики, играет: но паче ныне с чинми святых пред Тобою текуще в церковь, Тебе кланяющеся глаголют: моли за чествующия Тя люди, да Твой славяще покров, честно празднуем»;

«Гедеон Тя руно прообрази, на Тя бо яко роса Христос Бог сниде…»;

«…Радуйся, тучная горо и усыренная Духом. Радуйся, свещниче, и стамно манну носящая, услаждающая всех благочестивых чувства»;

«Паче Аароня кивота, всю Тя Бог освятил есть Духом, Богородице, Святым…»;

«Одр Тя древле Соломон написа, и ложницу Небесного Царя, обступаему Серафимы…»;

«Гору Тя велику Даниил пронаписа: из Тебе бо семени родися Христос, сокруши всю демонскую лесть и всю Своея веры исполни землю…»;

«Гора, усыренная Духом, юже Аввакум виде, точащую верным целебную сладость, Богородице Дево, исцели ны…»;

«Отроки благочестивыя в пещи, Рождество Богородичо спасло есть: тогда убо образуемое, ныне же действуемое…».

На Покров пресвятой Богородицы облачение бывает всегда голубое, как во всякий Богородичный праздник.

Тропарь, глас 4:

Днесь благовернии людие светло празднуем, / осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, / и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: / покрый нас честным Твоим Покровом / и избави нас от всякаго зла, / молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, / спасти души наша.

Кондак, глас 3:

Дева днесь предстоит в церкви / и с лики святых невидимо за ны молится Богу, / Ангели со архиереи покланяются, / апостоли же со пророки ликовствуют: / нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.