Псалом 2-й. Один из самых поучительных для человека
2-й псалом – очень поучительный и назидательный для человека. В нем явственно показано, чем заканчивается любой бунт против Бога.
Можно предположить, что данный псалом написан Давидом после перенесения им на Сион ковчега из Кариаф-Иарима.
Бунты бывают разные: внутренние, порой невидимые для других и явные, с разными внешними проявлениями.
Внутренний бунт – это ропот человека на Бога и недоверие Всевышнему.
Внешний мятеж имеет разные формы: от прямых преследований христиан до скрытых, завуалированных под гуманизм настроений в обществе, которое на самом деле игнорирует Заповеди Божии.
«Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его» (Пс. 2:1–2).
Но любые замышления против Бога и Его служителей будут сокрушены, низвержены и посрамлены. Господь только посмеётся над глупостью их и дерзостью.
«»Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их». Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им» (Пс. 2:3–4).
В строках псалма мы находим информацию о неудачной попытке нападения врагов на Божьего помазанника – царя Давида. Можно заметить, что все попытки тщетны, вражьи козни разбиваются вдребезги. Потому что Господь оберегает Своего помазанника, покровительствует ему, провозглашая, что царствование Давида над Сионом будет не только непоколебимо, но власть его распространится по всей земле. Святость горы Сиона зависит от того, находится ли там Бог. Видимым знаком Божьего присутствия есть пребывание на ней Кивота Завета.
«Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (Пс. 2:5–9).
Помимо прямого смысла, в данном псалме есть и другой, сакраментальный план. Чрезвычайно важный. В нем пророчество о нашем Спасителе и царстве Мессии.
Царство Давида – это пример того, как Божественный Замысел вызывает противление у людей (но, несмотря ни на что, одерживает в конце концов победу).
Пророчество о Христе – главный смысл данного псалма. И слова Бога, обращенные к Давиду, скорее применимы ко Христу: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя»; «дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе»; «Почтите Сына».
Упование на своего Творца – естественное состояние для каждого человека. Но в силу греховной природы человек ищет другой опоры, не понимая, что ее просто не существует. Человека делает разумным только вера в Бога, а глупцом – неповиновение Создателю.
«Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него» (Пс. 2:10–12).
Псалом 2-й
1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?
2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.
3 «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».
4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.
5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:
6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;
7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;
8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;
9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».
10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!
11 Служите Господу со страхом и радуйтесь [пред Ним] с трепетом.
12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.