Семейный крест
Христианские подвижники часто рассматривают трудности и скорби в семье как попущение Божие за совершенные грехи и — одновременно — как условия для возрастания в добродетелях.
Более того, протоиерей Василий Зеньковский пишет о закономерностях человеческой жизни, называемой судьбой или крестом. «В глубине личности скрыта причина своеобразия, неповторимости ее, скрыт, однако, и ее крест, который, говоря формально, есть не что иное, как логика духовного развития данного человека. Каждый человек приносит с собой в мир свои задачи, которые он должен решить в своей жизни; и эти задачи, связанные с духовными особенностями человека, остаются одними и теми же, независимо от условий, в которых человек живет».
Таким образом, крест наш, представляющий собой некое духовное задание, остается неизменным — богаты мы или бедны, одиноки или имеем (меняем) спутника жизни. И, видимо, неслучайно некоторые женщины, расставшись с одним пьющим мужем, вскоре начинают «отношения» с другим, точно таким же…
«Как ни тяжел крест, который несет человек, но каждый из нас должен знать, что дерево, из которого сделан крест, выросло на почве его сердца», — пишет преподобный Амвросий Оптинский.
Крест, который хотя бы один из супругов несет без ропота, с молитвой, полагаясь на волю Божию, становится спасительным для всей семьи.
Молитвенный подвиг за своего сына Августина его мать блаженная Моника несла 33 года Яркое тому свидетельство — блаженная Моника (331–387), мать учителя Церкви — блаженного Августина, о которой он написал в своей «Исповеди».
Муж Моники Патриций — чиновник из города Тагаста (территория современного Алжира) — был язычником, изменял жене, а также отличался вспыльчивым нравом. Сын Моники Августин в юности жил «гражданским браком» с некоей женщиной, которая вскоре родила ему ребенка. Кроме того, в молодости Августин попал в секту и 10 лет был ее проповедником.
Моника, лишенная радостей семейной жизни, с терпением переносила все напасти — только молилась. В конце концов Патриций крестился. За сына она молилась сама, просила молиться и ходатайствовать знакомых священников, один из которых сказал: «Сын таких слез не может погибнуть».
Блаженная Моника умерла в Италии в возрасте 56 лет, в год крещения своего сына Августина. Ему было 33 года — столько лет блаженная Моника несла молитвенный и семейный подвиг, воспитывая троих детей.
Другая святая женщина — Нонна (IV век) — обратила в христианскую веру своего мужа Григория — язычника, который под влиянием жены принял крещение, стал пресвитером, а затем епископом Назианским (современная Турция). Их сын — великий учитель Церкви Григорий Богослов. Два архиерея Церкви — отец и сын — плод семейного подвига святой Нонны.
Души скорбящие, по словам подвижника наших дней архимандрита Кирилла (Павлова), есть избранники Божии, которые за временные страдания получат награду вечную. Не зная радостей земных, они готовят себя для наслаждений небесных. «Чтобы по немощи человеческой не увлеклись они утехами мира, их недостойными, и не утратили чрез это назначенные им небесные блага, Господь ограждает избранных чад Своих от бездны греховной со всех сторон крестами, как бы некоей духовной оградой».
Относительно семейного подвига современным супругам важно решить и дилемму, которую сформулировал американский психоаналитик Эрих Фромм: иметь или быть?
Это два разных подхода, так как быть хорошим мужем (женой) возможно почти при любой жене (соответственно — муже).
Кого менять — себя или жену — вопрос принципиальный. Православную семью духовники благословляют сохранять «до последнего», имея в виду важность тех Богом установленных задач, которые призвана решать малая церковь.
Неслучайно святой Паисий Святогорец предупреждал: «Единственная ценность в мире — это семья. Когда будет разрушена семья, то и мир погибнет. Прояви свою любовь в первую очередь в семье. Когда погибнет семья, тогда будет разрушено и духовенство, и монашество».