О праздничном богослужении и смысле праздника Преображения
В Русской Православной Церкви на Праздник Преображения читаются чтения из Нового и Ветхого Завета: на Преображение положено читать три Паремии на Великой Вечерне, которые толкуются как прообразы евангельских событий: Исх 24.12–18, повествует о пребывании Моисея на Синайской горе, Исх 33.11-13-23, 34.4-6, 8: Моисей видит славу Божию и 3 Царств 19.3-16 Илия зрит Славу Божию на горе Хорив. Два чтения связаны с пророком Моисеем, одно с пророком Илией. В Евангельском событии, на горе Фавор Иисус разговаривал с Моисеем и Илией, двумя величайшими пророками Ветхого Завета.
О Преображении Спасителя повествуют все синоптические Евангелия (Лк 9:28–36, Мк: 9:2-9 и Мф 17:1-9), в богослужении используются только: Лк 9:28–36 читается на Утрене, а Мф 17:1-9 на литургии. По мнению А.А. Алексеева изначально Мк 9:2-9 тоже мог входить в праздничный лекционарий и читался на Утрене. На литургии читается 2 Пет. 1:10-19. Автор этого фрагмента обращается к Преображению, чтобы придать большую убедительность своему наставлению о «силе и пришествии» Христа, в центре внимания глас, исходящий от «величественной славы».
Гимнография Праздника Преображения обширна (стихиры, тропари, кондаки, 3 канона (1 предпразднства и 2 празднику), величание, задостойник, причастен, катавасия, антифоны, акафист), так же как и раскрываемые и затрагиваемые ею темы. Основная тема предпразднства – восхождение Господа на Гору Фавор, а также призыв верующих очиститься и приготовиться стать свидетелем Преображения Господня: «Приидите, предликуем и себе очистим, и верно уготовим к Божественному восходу, превышняго Божия жительства: яко да самовидцы того величества явися и славу получим, юже видети сподобишася апостолов предызбранни, тайно на горе Фаворстей».
Тропарь на Преображение, который по мнению священноинока Симеона (Дурасова) может быть творением Иоанна Дамаскина, продолжает тему восхищения Божественным Светом и посильное приобщение и соучастие слушающих: «Преобразился Ты на горе, Христе Боже, явив ученикам Своим Славу Свою, насколько вмещали они. Да воссияет и нам, грешным, Свет Твой вечный по ходатайству Богородицы. // Света Податель, слава Тебе!».
Гимнография праздника Преображения затрагивает и такие темы как Фаворский божественный свет (неслучайно Григорий Палама обращается к Преображению), почитание и возвеличивание Христа, тему покаяния, с одной стороны, с другой – тему восхождения обоживания человека: «Явившийся несказанно на горе Фаворе в неприступной славе, неудержимый и незаходящий Свет, Сияние Отца, просветлив тварь, обожил людей, поющих: благословите, все дела Господни, Господа», также догматические темы о Троице и о соединении двух природ во Христе.
Особый интерес представляет кондак и икос Преображения, потому как они представляют собой начало древнего кондака на праздник Преображения, включающего в себя 18 икосов, написанного неизвестным автором.
Икос: «Восстаньте, ленивые, всегда клонящиеся к земле, помышления души моей, воспряньте и поднимитесь на высоту божественного восхождения. Поспешим к Петру и к Зеведеевым, и вместе с ними успеем на Фаворскую гору, и увидим с ними же славу Бога нашего, и глас услышим, который они свыше услышали, и проповедали Сияние Отца».
Кондак: «На горе преобразился Ты, / и, насколько вмещали ученики Твои, / они Славу Твою, Христе Боже, видели; / дабы когда тебя увидят распинаемым, / знали, что страдание Твоё – добровольное, / и миру возвестили, // что Ты воистину Отчее Сияние».
Кондак высвечивает еще один важнейший смысл праздника: связь Преображения с Крестом и Воскресением Спасителя.
Анна Сахарова