Блаженства — декалог распятой любви. Священник Иоанн Валентин Истрати

Нагорная проповедь. Фреска Фаворского монастыря. Фото: А. Поспелов / Православие.Ru

Блаженства – это девять воззваний Спасителя из Нагорной проповеди, в которой нам открывается новое видение истории. Произнесены они были в Галилее перед огромным стечением народа и являются в действительности вечной репликой Самого Сына Божия на декалог Ветхого Закона. Записаны они святым евангелистом Матфеем (гл. 5) и, в более кратком виде, святым Лукой (гл. 6).

Христос открывает новый век, христологический и экклезиологический, в котором истиной мира является любовь жертвенная, умирающая для того, чтобы вечно жить в свете Божием. Блаженство, таким образом, является фундаментальным критерием вечного существования человеческой личности и главным вектором становления вселенной в человеке. Это блаженство никоим образом не является минутным весельем и даже экзистенциальным благоденствием, а укоренением благодати в человеке и началом жизни вечной уже в мире сем.

Если декалог являлся суммой предписаний и запретов, четко оговаривавших, что человек должен делать и чего не делать, то блаженства открывают царство свободы, ничего не навязывая, а лишь улавливая Божии зарницы, просвещающие мир личности и указывающие пути правды и истины. Новый декалог, таким образом, вносит атмосферу благодати, в которой не повелевается ничего, и лишь человеческая свобода, освященная Духом Святым, проникает в поры естества и наполняет его любовью.

Восхитительно в блаженствах то, что они как новый, вечный декалог человечества, имеющий силу до скончания веков, фундаментальным образом выворачивают наоборот идиосинкразии и мнения мира. Блаженства – это Верховная кассация всех человеческих установлений и упразднение духа мира сего, инаугурация вечной жизни в благодати.

На протяжении всей истории считалось, что гордые, самодовольные и самодостаточные люди счастливы, а теперь Бог говорит нам, что счастливы нищие духом. Смирение – это сокровенная слава воскресения, которая почивает в смерти эгоизма и напояет светом всё под небесами.

Люди думали, что счастливы только те, кто смеется. Смех служил неким синонимом счастья. А теперь приходит Спаситель и четко утверждает, что счастливы плачущие. Счастье, приходящее путем слез, – это настоящее счастье, ибо это значит, что человек прочувствовал боль мира, проник в тайну покаяния – внутренней метанойи, прошел через глубокое сострадание и очищение внутренних очес в бане слез. Плач – это матерь утешения и пречистый источник радости.

Люди всегда думали, что счастливы гневливые, властолюбивые, суровые. А теперь приходит Христос и говорит, что счастливы только кроткие, потому что они получают доступ к власти на Новой Земле, которая есть Христос – кроткий и смиренный сердцем.

Мы думали, что сытые, тучные земли сей счастливы. А теперь приходит Бог и, ничтоже сумняшеся, говорит, что счастливы только алчущие и жаждущие правды, потому что они входят в Божие вожделение правды и любви. Жажда и алкание правды, на самом деле, являются свидетельством о рождении от Бога – Этой бескрайней глубины милостивой правды, вмещающей в Себя все сердца во вселенной.

Мы думали, что богатые, высокопоставленные, всё от всех получающие люди счастливы. А счастливы милостивые – люди, отдающие другим всё, что у них есть и что они есть, в этой тотальной самоотдаче на Кресте радости, полной слез.

Мы, как человеческий род, думали, что люди, пропитанные удовольствиями, утопающие в страсти наслаждений, прикованные зависимостью к плоти и материи, счастливы. Ничего более обманчивого. Счастливы только чистые сердцем, жертвующие материей на духовном алтаре, исполняющиеся любви к Пречистому, с восхищением принимающие дары Божии и делающие их плодотворящими, видящие Бога во всем творении и лицом к лицу взирающие на Христа, Пречистого Бога со слезами Человека.

Мы всегда думали, что люди, разжигающие войны, зачинщики конфликтов, тираны, с бутылкой водки в руках рисующие на картах границы государств, счастливы. Но они глубоко несчастны в своей уязвимости. В действительности счастливы миротворцы, просветители, умягчающие людей, которые отказываются от всего и своей гордыни в том числе, чтобы воцарились гармония и всеобщая радость, и тем самым уподобляются Богу и становятся Его сынами.

Мы думали, что гонители людей, инквизиторы, судьи народов счастливы. Это неправда. Счастливы гонимые правды ради, которые переносят все страдания в мире ради Царствия Небесного. Счастливы люди, проливающие кровь за правду, бичуемые на позорных столбах человеческих страстей, преследуемые от самой колыбели и даже от чрева матери, чтобы свет Божий не воссиял в их глазах, люди, исполненные талантов, возбуждающие ненависть и зависть тех, кто менее одарен.

Мы, увы, думали, что счастливы те, кого проталкивают, кто отовсюду получает похвалы, окруженные лестью при собственном ничтожестве, ценимые начальниками, ловкие в карьере. Это не так. Счастливы те, кого оскорбляют, гонят, злословят. Сор мира сего – вот главное местообитание человеческого счастья. Там, куда не проникает ничего, кроме ругани, оскорблений и проклятий, покоится мученическая сила делать добро убивающим тебя, и там владычествует Бог наш, Бог распятый.

Таким образом, всё, что мы думали о мире с самого начала истории, было неправдой. Мы погрязали в заблуждениях, заботясь о смехотворном и разглядывая свою пустоту, словно в зеркале, в мятущихся водах мира сего. История человечества до Христа была историей фундаментальной ошибки, болезненной неспособности вырваться из собственных границ, поставленных грехом, и взлететь, как Икар, над стенами смерти.

Спаситель миров приходит и показывает нам Путь. Это Он Сам, Создатель Жизни, наполняющий смыслом и счастьем всё существующее. Пока мы в Боге, никто и ничто не может к нам прикоснуться, и мы непрестанно восходим от славы в славу к высотам небесного счастья.

Без Христа люди каждый миг испытывают боль, в каждом атоме и каждой живой клеточке. Без Него вся вселенная не что иное, как гигантский саркофаг, наполненный трупной нечистотой, в котором гремит похоронный марш греха. Воскресение Христа есть преобразование этого саркофага в плодоносное чрево, раждающее вечность в благодати Божией, покидая которое мы входим в сознание того, что Отцом нашим является Бог, на Которого мы изначально во всем похожи и разлучить с Которым нас не может никто и ничто целую вечность.