Зачем православным психология
Клинический психолог: «Психология помогает жить духовной жизнью»
В православной среде интерес к психологии только растет, а вместе с ним у людей появляются вопросы специалистам в этой сфере. Почему священник не может заменить психолога, где граница между здоровыми чувствами и грехами, как победить религиозный невроз и научиться жить счастливо с Богом, мы обсудили с клиническим психологом Татьяной Латышевой.
– Татьяна, что такое православная психология?
Я не могу сказать, что существует такое понятие, как православная психология. Есть подход конкретного психолога, который основан на православном представлении о мире, о человеке.
Есть психология, есть православие и есть психолог – верующий человек, который исповедует православие.
– В чем же разница между православным и неправославным подходом в современной психологии?
Основная разница заключается в том, какое мы имеем представление о человеке. Если говорить о православной антропологии, то мы понимаем человека как свободную личность, созданную по образу и подобию Божию. Это понимание помогает психологу выстроить работу с клиентом. Такой специалист никогда не будет сам использовать манипулятивные техники и предлагать их своим клиентам, он не будет подталкивать человека к греху.
Есть такой афоризм «Может ли всемогущий Бог создать камень, который Сам не может поднять?» – вот этот камень и есть свободная воля человека. Бог не может спасти человека без его самого участия. Тем более психолог не может посягать на подавление человеческой воли.
– Кого не будет консультировать православный психолог?
Мне сложно представить такого человека. Лично я могу отказаться от работы с клиентом, только если понимаю, что у меня недостаточно навыков, чтобы помочь ему. Например, я не работаю с маленькими детьми.
Психолог работает, в первую очередь, с человеком, и не важно, какой он.
– Зачем православному человеку нужен психолог, если есть священник, к примеру, духовная литература и наставления святых отцов?
В человеке все очень взаимосвязано. Психология находится на уровне ниже духовного, но все равно соприкасается с ним. Если человек стремится к духовной жизни, но при этом испытывает сложности в отношениях, работе, семье, то с этим можно и нужно работать психологически.
Возьмем заповеди Божьи – это рецепт здоровой и счастливой жизни. Но наш мир несовершенен, люди несовершенны, мы воспитываемся родителями, которые тоже несовершенны, у каждого из нас есть своя история, свои грехи, всем нам как-то нужно научиться взаимодействовать друг с другом, слышать, понимать. Психология не мешает жить духовной жизнью, она помогает.
– В православной среде вокруг психотерапии скопилось много мифов. С какими в своей практике сталкивались лично вы?
В своей практике я сталкивалась с клиентами, которые были уверены, что психолог чудесным образом решит все их проблемы. У людей были сверхожидания от работы со специалистом, и происходило некое перекладывание ответственности на него. На самом деле результат от терапии зависит в большей степени от самого клиента, от его готовности к изменениям. Также я сталкивалась с идеализацией. Есть те, кто думает, что психологи идеальны, у них в жизни все точно хорошо. Но мы такие же обычные люди, как и все остальные.
Конечно, есть люди, которые думают, что психологи советуют грешить, уходить из семьи и разрывать отношения с родителями. Это все мифы. Возьмем, к примеру, отношения с родителями – к ним у нас изначально заложена лояльность. Бывает, человек рассказывает психологу, что его в детстве жестоко били, потому что «заслужил», и он боится осознания, что на самом деле его вины нет и, как бы это ни было странно, принять и себя, и своего отца или мать. Работа психолога в этом случае не осудить родителя, не заставить клиента оборвать с ним связь. Мы рассматриваем любого человека как свободную неидеальную личность, которая может жить только так, как может. Постепенно мы учимся понимать, что родитель поступал, как поступал, и это, к сожалению, единственное, что он мог сделать на тот момент. С этим сложно соприкоснуться, но это не про разрушение, а про принятие.
Что делать со своей греховностью?
– Вы несколько раз упомянули слово «грех». Как вы определяете, что это такое?
С греческого «грех» – непопадание в цель, промах. Это ошибка человека. Это то, что делает нас несчастливыми, отдаляет от Бога и приводит к душевным терзаниям. Вспомним Священное Писание: Адам и Ева после вкушения запретного плода начали прятаться от Бога, грех разделил их. Если перенести эту ситуацию на психологическую плоскость, то человеку, который предал близкого любящего человека, невыносимо выдерживать дальнейшее общение с ним, он хочет убежать, скрыться. Думаю, также тяжело было оставаться нашим праотцам в Божественном присутствии.
– Многие психологи говорят о том, что бороться с грехами бессмысленно и себя нужно принимать полностью – таким, какой ты есть. Как вы оцениваете такой подход?
Вернусь к нашему разговору о православном подходе в психологии. Да, есть специалисты, которые говорят клиентам «да расслабься, грехов не существует». Православный психолог о душе человека, он не может позволить себе подобные формулировки и одобрение греха. Я работаю в подходе логотерапии, и он наиболее близок к православному мировоззрению. Там такие понятия, как вина или стыд, не рассматриваются как нечто, от чего нужно избавиться в корне. У всех наших чувств и эмоций есть свои задачи, и работать нужно именно с ними. Например, чувство вины помогает человеку прояснить свои ценности.
– В православии большое внимание уделяется «чувственным» грехам, например, гневу или унынию. Многие святые говорили, что борьба с ними — это очень важная часть духовной жизни. Преподобному Ефрему Сирину принадлежат такие слова: «Кто всякую горечь подавлял в своих помыслах, у того в членах потекут источники сладостного веселия». Психология говорит о том, что подавление чувств приводит к эмоциональному истощению, стрессу и серьезным заболеваниям.Как работать с чувствами, чтобы они не становились грехом и не отделяли нас от Бога?
Я согласна с тем, что подавлять чувства бессмысленно и даже опасно для здоровья. Любые эмоции, которые возникают, заслуживают нашего внимания. Важно проложить момент выбора между своим чувством и тем, что мы с ним делаем. Например, человек испытал к кому-то зависть. Тут важно понять, почему это чувство возникло, почему его возмущает, что у другого что-то есть, а у него нет, может ему хочется тоже это иметь, как он может этого добиться, что предпринять, над чем больше потрудиться.
Теперь пример со злостью: муж приходит уставший и раздраженный с работы. Если он начнет выплескивать свой негатив на жену, не переработав его, произойдет конфликт, который может распространиться и на детей. Наш мозг так устроен, что мы «заражаемся» эмоциями – это согласованное действие зеркальных нейронов и лимбической системы мозга. Работа психолога как раз направлена на то, чтобы помочь человеку оформить чувства и эмоции во что-то конструктивное. Я предлагала своим клиентам такое упражнение: перед тем, как приходить с работы домой, нужно остаться ненадолго в машине или на улице, побыть в одиночестве и перестроиться на семью, оценить свое состояние, понять истинные желания, подумать, что хорошего ты принесешь в дом, что спросишь у ребенка, за что поблагодаришь жену.
Важно не прятаться от чувств, не убегать от них, потому что они все равно догонят. Не злиться, не завидовать, не тревожиться просто так не выйдет. Нам нужно прослеживать, откуда берется чувство и выбирать, что с ним дальше делать.
– Чем грех гордыни отличается от любви к себе?
Граница между любовью к себе и гордыней очень тонкая. Где есть любовь, там будет и радость, и умиротворение. В гордыне – ненасытность, вечная погоня за чем-то, отсутствие мира в душе.
– А как научиться любить себя?
По этой теме мне очень нравится книга Эриха Фромма «Искусство любить». Он выделяет братскую любовь как основу всего. Если мы любим людей вокруг, принимаем их, настроены к ним положительно, то сможем полюбить и себя, а также выстроить здоровые романтические отношения.
Подумайте: в чем выражается любовь человека к другому? Он может бросить все свои дела, чтобы помочь ему, побудет рядом в тяжелой ситуации, поддержит, позаботится. Тогда почему мы так не можем любить и себя? Мы имеем полное право заботиться о себе, принимать себя несовершенными, как принимает нас Господь.
– Что человеку делать свожделением вне брака? Куда «спрятать» либидо?
Простой запрет на желание здесь не поможет. Если постоянно повторять «вот это нельзя, вот это нельзя», наше бессознательное будет слышать только одно название «вот это». К примеру, если я вам скажу не думать о красных помидорах, о чем вы первым подумаете? Правильно, о красных помидорах.
В этом вопросе важно знать о трех вершинах любви: душевная близость, секс и обязательства. Если убрать один из компонентов, здоровых семейных отношений не получится. Лучшее, через что мы входим в отношения – это дружба. Если с человеком нет душевной близости, о других компонентах любви нельзя и говорить. Если у людей нет обязательств, то есть они свободны, то и здесь истинной любви быть не может. Отношения без обязательств очень травматичны. Получается, если есть душевная близость и готовность принимать совместные решения, то почему бы не пожениться? Вопрос вожделения в отношениях вне брака решается вступлением в брак.
А вожделение до брака можно сублимировать – перенаправлять энергию. Можно трансформировать ее в спорт, например, учебу, творчество.
– Есть такое высказывание «Рабство греха — это не зависимость от него, а осознанное избегание радости в постоянном страхе согрешить». Согласны ли вы с ним?
Да, согласна. Страх сам по себе понятие неконструктивное.
– А как тогда перестать бояться согрешить?
Бог есть Любовь, и наша вера – это отношения с Ним в любви.
Проведем аналогию с отношениями между людьми: любовь к человеку – это про то, когда мы делаем что-то не из-за страха наказания, а из желания порадовать, позаботиться о любимом, в чем-то ограничивая даже себя. С Богом так же. Боязнь греха должна быть конструктивной, как боязнь обидеть Любимого, расстроить Его.
Религиозный невроз
– Татьяна, вы клинический психолог, то есть работаете, в первую очередь, с патологией. Наверняка вы знаете о таком популярном сегодня понятии, как религиозный невроз. Можете, пожалуйста, простыми словами объяснить, что это и откуда берется.
Религиозный невроз – состояние, когда у человека нет свободы, он зациклен на чем-то, находится в постоянном напряжении, страхе согрешить, о котором мы говорили, страхе не соответствовать образу религиозного человека и получить наказание от Бога. Из этого страха человек пытается сделать то, что может, и то, чего не может. Невроз возникает по причине, что мы не принимаем себя в несовершенстве. Надеяться в деле спасения исключительно на свою праведность – это гордыня. С одной стороны, нам нужно всегда стремиться к лучшему, стяжать подобие Божие, но изменения начинаются только там, где есть надежда и упование на Бога, принятие своей немощи и удобопреклонности ко греху. Мы можем делать только то, что мы можем.
Также здесь очень важную роль играет фигура отца. Образ земного отца является прообразом Отца Небесного, поэтому почитанию родителей в декалоге посвящена отдельная заповедь. Но что, если отец бросил маму и рано ушел из семьи, или проявлял насилие, был агрессивным? Все это может перекладываться на фигуру Бога, и человек будет видеть Бога исключительно карающим, пытаться заслужить Его одобрение безупречным исполнением всех постов, молитвенных правил, наложением на себя дополнительных обетов, поиском каких-то особенных духовных старцев и прочего. Смирение – это принятие того, что все мы несовершенны, и Господь уже любит нас безусловно. Чтобы избавиться от проекций, понадобится работа с психологом.
–Еще Фрейд указывал на определенные параллели между невротическими обрядами и религиозными ритуалами, саму религию он называл «общечеловеческим неврозом». Что делать верующему человеку, который понял, что страдает религиозным неврозом?
Дело в том, что часто люди приходит к вере уже страдающими изначально. Их невротизация в Церкви не зарождается, а просто усиливается. В религии они ищут утешение, пытаются заслужить спасение. В невротическом состоянии человек теряет общение с Богом, он пытается стать святым самостоятельно, а это невозможно.
Уйти от религиозного невроза можно только путем принятия своего несовершенства и надежды на милость Господа. Здесь важна синергия – мы стремимся ко спасению, и Бог нас спасает. А если человек пытается все соблюсти, то он просто «проваливается» в Ветхий Завет.
Основы психогигиены
– Я знаю, что психологи не дают советов, но можете ли вы дать некоторые общие рекомендации, как православному христианину поддержать психологическое здоровье и научиться жить счастливо с Богом?
Для психического здоровья важны такие базовые вещи, как здоровый сон и здоровое питание, баланс между трудом и отдыхом. Также важно научиться выстраивать хорошие отношения с людьми вокруг, понимать свои истинные желания и цели, стараться находить в сложных ситуациях смыслы для себя, ограждать себя от источников негативной информации, чувствовать, что тебя наполняет, а что разрушает. При этом вера, молитва и надежда на Промысел Божий помогает принять испытания как нечто для чего-то нужное, стремиться к осознанию смысла своего страдания. Не секрет ведь, что со страданием сталкивается каждый человек.
– Если у человека нет возможности обратиться за помощью к психологу, какую литературу вы бы ему посоветовали?
Конечно, все зависит от запроса человека. Всем прекрасно подойдет книга, которую я уже упомянула, – «Искусство любить» Эриха Фромма. Советую ознакомиться именно со второй главой, практической. Там ценные советы о том, как научиться любви. Важно сказать, что в теоретической части книги есть рассуждения, которые противоречат христианскому мировоззрению.
Про выстраивание семейных отношений можно почитать «7 навыков высокоэффективных семей» Стивена Кови. А желающим погрузиться в тему детско-родительских отношений – «Испытание детством» Натальи Ининой. В сложных жизненных ситуациях советую к прочтению книгу Виктора Франкла «Сказать жизни “Да!”: психолог в концлагере» и «Выбор» Эдит Евы Эгер. Последняя для меня о том, что никогда не поздно прорабатывать свой травматичный опыт. Ева попала в концлагерь со своей старшей сестрой и мамой в возрасте 16 лет и потом практически всю жизнь обращалась к этому чудовищному опыту и работала с ним психологически.
Елизавета Козина
по материалам сайта азбука.ру