Занятие 19. Таинства и обряды. Молебны.

1.   Определение и виды обрядов

Обряд – это внешнее выражение внутреннего содержания религиозной традиции, священнодействие, совершаемое по определенному чину священником и имеющее видимое и духовно-символическое содержание.

Условно церковные обряды можно поделить на несколько видов.

1. Богослужебные. Это те священнодействия, которые входят составной частью в литургическую жизнь Церкви: освящение артоса, великое освящение воды, освящение плодов нового урожая в день Преображения Господня, чин посвящения в чтеца и певца, помазание предстоящих освященным елеем на утрени, вынос святой плащаницы в Великую Пятницу и т. д.

2. Символические. Это те обряды, которые выражают различные религиозные идеи, но при этом открывают и реальный путь к Богообщению. Самый яркий пример из повседневной жизни каждого христианина – крестное знамение, которое символизирует крестные страдания Христа, являясь вместе с тем действенным средством защиты человека от воздействия инфернальных сил.

3. Обряды, освящающие житейские нужды людей: освящение домов и других помещений, используемых в деятельности человека; поминовение усопших; освящение семян, овощей, пищи и вообще всякой вещи; благословение на учение или путешествие и т. д.

Рассмотрим порядок совершения некоторых обрядов.

2.   Великое освящение воды

2.1.  Значение святой воды в жизни христианина

Значение воды в жизни человека трудно переоценить. Она до такой степени включена в повседневные человеческие дела, что почти любая бытовая жизнедеятельность становится невозможна без использования этого удивительного химического соединения. Но вода применяется человеком не только в земных нуждах; будучи освящена, она используется при совершении Таинств Церкви, для исцеления душевных и телесных недугов, при освящении храмов, жилых домов и хозяйственных построек, «всякой вещи» необходимой в быту, а также орудий труда и многого другого. Такие «неестественные функции» вода отчасти имела уже в ветхозаветные времена, но в полноте своей они были приобретены ею после евангельского события – Крещения Христа во Иордане, когда совершилось действительное освящение всей водной стихии через погружение в нее воплотившегося Бога.

Освященная вода именуется святой водой или агиасмой (греч. святыня).

Великая агиасма получает такую благодать Божию, что при благоговейном использовании может сохраняться в течение многих лет, не зацветая и не загнивая. Но это только видимая сторона дела. В духовном плане Великая агиасма имеет гораздо большие благодатные дары. Как говорится в «Настольной книге священнослужителя»: «По верованию Церкви, мы имеем в агиасме не простую воду духовной значимости, но новое бытие, духовнотелесное бытие, взаимосвязанность неба и земли, благодати и вещества, и притом весьма тесное.

Вот почему Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови, делается обычная канонам оговорка: “Точию агиасму да пиет”».

2.2.  Порядок совершения Великого водоосвящения

Православная Церковь издревле совершает великое освящение воды, как в навечерие, так и в самый праздник. Благодать освящения воды подается одна и та же — и в навечерие, и в самый день Богоявления. В навечерие совершается освящение воды в воспоминание Крещения Господа, освятившего естество воды, а также и крещения оглашенных, которое в древности происходило в навечерие Богоявления («Постановления Апостольские», кн. 5, гл. 13. Свидетельства историков: блаженного Феодорита Киррского, святителя Никифора Каллиста); в самый же день праздника освящение воды совершается в воспоминание Крещения Христа Спасителя.

В начале чинопоследования иерей или архиерей в полном облачении трижды кадит честный крест с одной стороны – спереди, и священнослужители выходят из алтаря через Царские врата. Предстоятель, предваряемый двумя свещеносцами и диаконами с кадилами, несет на голове крест, а еще один из священнослужителей несет Святое Евангелие. Подойдя к большим сосудам, заранее наполненным водой, предстоятель снимает крест с головы, осеняет им молящихся на четыре стороны и кладет его на застланный стол. Все зажигают свечи, а настоятель, предшествуемый диаконом со свечой,трижды кадит стол, иконы, священнослужителей и молящихся.

Хор поет тропари:

«Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите все Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явившегося Христа»(трижды);

«Днесь вод освящается естество…» (дважды);

«Яко человек на реку пришел еси…» (дважды);

«Слава, и ныне» – «Ко гласу вопиющего в пустыни…».

По окончании пения трех тропарей диакон возглашает: «Премудрость» и читаются три паремии из Книги пророка Исайи (35; 1-10, 55; 1-13, 12; 3-6), в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от Живоносных источников спасения.

Затем читают послание апостола Павла (1Кор.10; 1–4), в котором говорится о таинственном прообразе крещения иудеев и о духовной пище в пустыне.

Читается Евангелие от Марка (1; 9-12), повествующее о Крещении Господа «во струях Иорданских».

Затем следует великая ектенья: «Миром Господу помолимся…» со специальными прошениями об освящении воды, после чего священник читает две молитвы (тайную и гласную), а диакон кадит воду. Далее священник трижды благословляет воду рукой, произнося: «Сам убо, Человеколюбие, Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию» и трижды погружает крест в воду, держа его прямо обеими руками и делая крестообразные движения.

Хор в это время поет тропарь праздника Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение: явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».

Совершив освящение воды, священник кропит крестовидно на четыре стороны.

Потом при пении стихиры «Воспоим, вернии, еже о нас Божия благодеяния величество…» иерей окропляет весь храм.

Поется: «Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века» (трижды) и священник творит отпуст: «Иже во Иордане креститися изволивый от Иоанна…».

Молящиеся подходят к священнику для целования креста, а он окропляет их освященной водой.

3.   Молебны

В храме молебны совершаются обычно после окончания Литургии. Однако молебны не связаны с ней и могут совершаться в любое время, когда в этом есть необходимость.

Молебны бывают просительными, когда молятся о том, чтобы Бог исполнил какую-либо просьбу, помог в нужде, и благодарственные, когда благодарят Его за милости и дары, которые Он нам посылает. Эти два вида молебнов связаны: один как бы начинает дело, а второй его заканчивает. Если, получив просимое, мы не благодарим Бога (а это бывает, увы, очень часто), то с какой совестью мы будем опять просить Его, а ведь это, конечно, случится? И можем ли тогда надеяться на исполнение новой просьбы? Поэтому, совершая просительный молебен, надо помнить и о совершение благодарственного.

Молебны совершаются по нужде какого-либо одного человека, но есть такие, которые служатся для всех, например, по случаю храмового праздника или во время стихийных бедствий. Такие общественные молебны бывают и с крестным ходом.

На крестном ходе впереди идут певчие, за ними несут фонарь, затем попарно запрестольный крест и икону, праздничные и другие храмовые иконы, затем идет духовенство с Евангелием и крестом, а далее народ.

Особо отмечены в богослужебных книгах молебны: благодарственные молебны, на Новый год, при начале учебного года, молебен за воинов во время войны, о больных, над отправляющимися в путешествие или плавание, на благословение пчел, на копание колодца и его освящение, молебны во время засухи или беспрерывных дождей, во время наводнения, на благословение нового корабля, во время эпидемии и т.д. Во время молебна могут читаться акафисты Спасителю, Богородице и отдельным святым. Бывают молебны с водосвятием, во время которых освящается и раздается верующим святая вода.

Краткая схема молебна такова. После начального возгласа священника и пения молитвы “Царю Небесный” поются тропари святым, которым служится молебен. Священнослужители возглашают Спасителю: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”, и хор повторяет за ними то же. Богородице: “Пресвятая Богородица, спаси нас”, и святым, называя его имя, например: “Святый великомучениче и целителю Пантелеимоне, моли Бога о нас”. Затем читаются Апостол и Евангелие. После него просительная ектения, на которой священник молится о всех предстоящих и по поданным ему записочкам с именами родственников и знакомых, потом читается молитва просительная, святым или благодарственная. На этом молебен заканчивается.

3.1.  Чин освящения нового дома

При освящении нового дома служится молебен с водосвятием. Священником читаются молитвы, в которых он просит Бога охранить хозяев от всякого зла, благословить и их, и дом, в котором они хотят жить, и подать им всего доброго в изобилии.

Дом окропляется святой водой с пением тропаря Кресту Христову: “Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое…”.

В заключении священник молится о том, чтобы “… Господь послал благословение на дом этот и на рабов Своих (здесь называются имена хозяев) и на всех, кто хочет в доме жить благочестиво, и послал им Своего милостивого Ангела, сохраняющего их от всякого зла и наставляющего их к добрым делам и исполнению Святых Христовых заповедей, чтобы сохранил их от голода, гибели, землетрясения, потопа, пожара, от оружия и войны, от смертоносных ран и даровал им здоровье и оградил долгими годами жизни и всем обогатил” (в переводе на русский).

3.2.  Молебен на Новый год

Этот молебен положен на начало церковного Нового года 1 сентября по старому стилю, или 14 по новому стилю. Но сейчас этот молебен служится перед 1 января, то есть перед обычным гражданским Новым годом.

В начале этого молебна Господу воссылаются особые новогодние прошения и благодарения.

После новогодних тропарей, чтения Апостола и Евангелия возглашаются и другие прошения: об избавлении от бед, даровании мира и любви, прощении грехов, об утверждении, укреплении Церкви.

В конце молебна поется торжественный гимн святого Амвросия Медиоланского “Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем. Тебе Превечнаго Отца вся земля величает; Тебе вси Ангели, Тебе небеса и вся Силы. Тебе Херувими и Серафими непрестанными гласы взывают: Свят, Свят, Свят, Господь Бог Саваоф, полны суть небеса и земля величества славы Твоея. Тебе преславный Апостольский лик, Тебе пророческое хвалебное число, Тебе хвалит пресветлое мученическое воинство, Тебе по всей вселенней исповедует Святая Церковь, Отца непостижимаго величества, покланяемаго Твоего истиннаго и Единороднаго Сына и Святаго Утешителя Духа. Ты, Царю славы, Христе, Ты Отца Присносущный Сын еси. Ты, ко избавлению приемля человека, не возгнушался еси Девическаго чрева. Ты, одолев смерти жало, отверзл еси верующим Царство Небесное. Ты одесную Бога седиши во славе Отчей, Судия приити веришися. Тебе убо просим: помози рабом Твоим, ихже Честною Кровию искупил еси. Сподоби со святыми Твоими в вечной славе Твоей царствовати. Спаси люди Твоя, Господи, и благослови достояние Твое, исправи я и вознеси их во веки; во вся дни благословим Тебе и восхвалим имя Твое во век и в века века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Помилуй нас, Господи, помилуй нас; буди милость Твоя, Господи, на нас, якоже уповахом на Тя. На Тя, Господи, уповахом, да не постыдимся во веки. Аминь”.

3.3.  Молебен в начале учебного года

Во время этого молебна Церковь молится Господу, чтобы Он послал отрокам, начинающим учебу, дух премудрости и разума, открыл их ум, сделал их сердце способным вместить доброе учение и просвятил их:

В конце молебна читается специальная молитва:

“Господь Бог и Создатель наш! Ты почтил людей тем, что создал нас по Своему образу, и научил Своих избранных удивляться внимающим Твоему учению, и открыл премудрость младенцам. Ты, Который научил Твоей премудрости Соломона и всех, кто ее ищет. Открой сердца, умы и уста этих рабов Твоих, чтобы они приняли силу Твоего закона и с успехом учились преподаваемым им полезным знаниям во славу Твоего Пресвятого Имени, чтобы Церковь Твоя от этого строилась и имела пользу. Дай им понимать добрую и совершенную Твою волю. Избавь их от всякой бесовской напасти, соблюди их в Православии, и вере, и в благочестии, и чистоте во все время их жизни, чтобы преуспевали в разуме и исполнении Твоих заповедей. Чтобы таким образом подготовленные прославляли Пресвятое имя Твое и наследовали Царство Твое (в переводе на русский).

3.4.  Молебен о болящих

В этот молебен к обычным просьбам входят особые прошения о том, чтобы:

— простить всякое прегрешение, вольное и невольное, рабов Твоих…;

— Господь по милости Своей не вспоминал грехи, которые больной совершил по молодости или по неведению;

— Господь не презирал прилежной молитвы собравшихся, а милостиво услышал и подал больным здоровье, сотворил их добрыми и человеколюбивыми;

— Господь посетил больного Святым Своим Духом и исцелил его.

После Евангелия читается особая ектения о больных, в которой вспоминаются Евангельские примеры милосердия Спасителя: исцеление дочери Иаира, тещи апостола Петра. Вспоминаются также и ветхозаветные примеры покаяния Езекии, Манассии, ниневитян и Давида.

В конце молебна читается молитва:

“Владыко Вседержатель, Царь Святой, научающий, но не умертвляющий, укрепляющий падающих и поднимающий поверженных, исправляющий телесные скорби людей! Молимся Тебе, Боже наш, рабу Твоему (здесь называется имя болящего) немощному подай Твою милость и прости все его согрешения, вольные и невольные. Господи, пошли с неба Твою врачебную силу, прикоснись к его телу, погаси жар, ослабь страдания и скрывающуюся болезнь. Будь врачом Твоего раба (здесь называется имя больного), подними его с постели болезни и озлобления целого и совершенного, даруй его Твоей Святой Церкви творящего добро и исполняющего волю Твою…” (в переводе на русский).

3.5.  Благодарственный молебен

Особые прошения на этом молебне о том, чтобы:

— Господь милостиво принял сегодняшнее благодарение и молитву;

— Господь не гнушался благодарением от своих непотребных рабов, которое они приносят со смиренным сердцем за полученные от Него благодеяния;

— Господь и теперь услышал молитву нашу недостойную и всегда исполнял доброе намерение и желание верующих в Него и всегда подавал нам добро, потому что Он щедр к Церкви Своей, и всякому верующему.

После чтения Евангелия добавляются благодарственные прошения и молитва:

“Господи Иисусе Христе Боже наш, Бог всякого милосердия и щедрости, чья милость безмерна и милосердие у Которого бездонно. Припадая к Твоему величию со страхом и трепетом, как недостойные рабы благодаря Тебя за благодеяния рабам Твоим, славим, хвалим, воспеваем и возвеличиваем Тебя, как Господа, Владыку и Благодетеля, и припадаем и снова благодарим, моля смиренно Твое безмерное и невыразимое милосердие. И так же, как теперь Ты принял милостиво и исполнил молитву Твоих рабов, и впредь сподоби преуспевающих в Твоей любви и во всех добродетелях получить Твои благодеяния, избавляя Твою Святую Церковь и этот город (село) от всякого зла, и даруя им мир, сподобь всегда благодарить и воспевать Тебя с Твоим Безначальным Отцом, и Пресвятым, и Благим, и Единосущным Твоим Духом в едином существе славимого Бога” (в переводе на русский).