Занятие 18. Таинства и обряды. Пострижение в монашество
1. Монашеские обеты
Монах в переводе с греческого — одинокий, отшельник. Монахи принимают на себя особые монашеские обеты, которые не обязательны для каждого христианина, но тем, кто решился их с Божией помощью исполнять, дают возможность достичь высот духовной жизни.
Первый из этих обетов — целомудрие. Монах отказывается от семейной жизни, хотя она и не осуждается Церковью как что-то недостойное. Добровольный отказ позволяет целиком и без остатка посвятить себя служению Богу и молитве за весь мир.
Второй обет — добровольная нищета или нестяжание. Забота о земных благах отнимает слишком много сил и времени, которые монах должен посвящать одному Богу. Он не связан обязательствами перед женой и детьми и поэтому может не заботиться о деньгах.
Третий обет — это совершенное послушание своему духовному наставнику, отцу. Путь, на который вступает монах, требует опытных руководителей, которые уже прошли этот путь и знают все его трудности и опасные повороты, потому помогут отыскать нужные ориентиры. Чтобы не заблудиться на пути, монах должен беспрекословно слушаться своего духовного отца.
2. Степени монашества
Монашество имеет три степени. Первая — это послушник. Он живет, как и прочая братия, ничем от них не отличаясь, но не дает еще монашеских обетов. Послушник как бы проверяет себя, свой выбор. Эта степень монашества называется также рясофором (в переводе с греческого «ношением рясы»), так как обеты еще не произнесены, изменилась только одежда, и послушник еще не умер для мира.
Само монашество разделяется на две степени: малая и великая схима. Вступивших во вторую ступень — малую схиму, часто называют просто монахами или иноками, а принявших великую схиму — схимниками.
Одежды монаха черного цвета напоминают о смирении, уединении, нестяжательной жизни и покаянии во грехах.
3. Пострижение в рясофор
Игумен читает над будущим монахом две молитвы и крестообразно постригает его «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Потом на постриженного одевается ряса и камилавка. До того послушник может быть не рясофорным, то есть не постриженным и не носить рясу и камилавку, а только подрясник и скуфью.
4. Малая схима
Перед входом в храм послушник разоблачается и остается в одной длинной нижней рубашке, без обуви в знак отвержения мира и всего, что с ним связано. От входа к Царским Вратам, где ждет его настоятель монастыря, послушник по обычаю добирается ползком, а монахи, прикрывая его своими мантиями, сопровождают его на этом пути с зажженными свечами. При этом поется трогательный тропарь: «Спаситель! Открой мне объятия Отца. Жизнь мою я провел блудно, взирая на неисследованное богатство Твоих щедрот. Теперь же не презирай мое обнищавшее сердце. К Тебе с умилением взываю: я согрешил, Отче, против неба и перед Тобой» (русский перевод).
Настоятель спрашивает его, зачем он пришел сюда, и тот отвечает: «Желая жития постнического, честный отче». Так же смиренно отвечает послушник и на другие вопросы: не принудил ли его кто-нибудь к постригу, останется ли он в монастыре до самой смерти, будет ли он целомудрен, благоговеен и станет ли слушаться настоятеля и братию? Будет ли терпеть скорби и трудности монашеской жизни ради Царствия Небесного? На все это послушник отвечает: «Да, честный отче, при содействии Божием».
Игумен кладет на его голову книгу и читает из нее молитву, в которой просит Бога, показавшего нам разные пути ко спасению, вместе с отъятием (пострижением) волос отъять от послушника и мирские пожелания.
Затем игумен постригает его во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, называя при этом его новое монашеское имя. Это имя святого, память которого празднуется в этот день, или имя, начинающееся с той же буквы, что и мирское имя будущего монаха. Имя выбирает игумен, и обычно оно неизвестно послушнику до самого пострига.
После пострига новопостриженный монах несколько дней постоянно находится в храме, присутствуя на всех богослужениях, а в перерывах между ними днем и ночью читает Псалтирь или слушает, как ее читают другие, те, кто хочет ему помочь в молитвенном бдении.
5. Великая схима
Принятие великой схимы похоже на пострижение в малую схиму: принимающий пострижение снимает обувь и головной убор, так же подходит к настоятелю, и тот задает ему те же вопросы.