Христос, танцующий над бездной

В Пасхальном слове святителя Иоанна Златоуста есть такие слова: «Где твое жало, смерть? Где твоя победа, ад? Ведь ада и смерти больше нет!». Не случайно слова эти, на самом деле, не принадлежат Златоусту. У слов этих нет автора. Потому что они написаны кровью. Они написаны Кровью Христовой – Кровью Умершего за нас и Воскресшего.

В сегодняшний день нам открывается особая реальность. Реальность того, что смерти больше нет. И слова эти – не пустые слова, в которые верят наивные христиане. Это слова, исполненные глубины и наполненные реальностью.

Реальностью, которая откроется нам не здесь. И которую каждый из нас по-своему, неповторимо переживает в эти дни в откровении пасхального торжества.

Евангелие пасхального вечера говорит нам об апостоле Фоме, который не смог поверить Воскресению Христову. Слова Евангелия учат нас, как и с кем отмечать Пасху. Пойдите к мусульманину. Пойдите к тому, кто не знает воскресения, к тому, кто несчастен, потому что думает, что Бог не мог взойти не Крест. Пойдите к агностику, к тому, кто думает, что Бога нет, потому что о Нем лучше не говорить. Пойдите к тому, кто лишен Воскресения, потому что не нашел Смысла. Ведь Смысл – на Кресте, на Кресте Того, Кто распят и Кто воскрес. Пойдите к атеисту, к тому, кто не может верить, потому что в мире слишком много страдания. Пойдите к нему, потому что за Страданием раскрылось Воскресение.

В эти дни Церковь не молится за усопших. Так раскрывается истина о том, что усопших больше нет. Мир исполнен особой, новой, благодатной реальностью. Реальностью, которую Церковь переживает только в эти дни. Правда этой реальности говорит нам о том, что об усопших надо молиться как о живых. Ибо они – живы, они с нами, они среди нас вместе с нами говорят: «Христос Воскресе!».

Пасхальное торжество не бывает торжеством одиночества. Пасхальная радость сообщается тогда, когда мы сообщаем ее другим. Именно поэтому мы собираемся вместе и поем гимны Воскресшему. В этот удивительный праздник слова о Воскресении Христовом кричат нам о том, что Христос воскрес, что Иисус жив и что во гробе Его нет. Здесь раскрывается наша радость. Когда мы возвещаем воскресение Его другим, смысл слов раскрывается и начинает жить в нашем сердце.

Фридрих Ницше – философ и человек, образ всякого агностика и атеиста, страдалец без воскресения, не веривший никому и ничему, признавался, что сможет поверить только в Бога, Который танцует. Вглядитесь в икону Воскресения Христова. Она являет нам Христа – Христа, танцующего над бездной поверженного им небытия. В славе пасхального гимна. Христос Воскресе!