Избавляет ли от грехов купание в крещенской проруби
Купание в проруби в день Крещения Господня является скорее околоцерковной традицией, чем церковной. Точно так же, как купание в реке в Великий (Страстной) Четверг, прозванный в народе «чистым».
От грехов человека избавляет только Таинство Исповеди перед законным священнослужителем Православной Церкви. Тогда при устном исповедании грехов – всех без утайки, исповеданием – безжалостным для себя, для своего ветхого человека, при наличии осознания греха и сокрушения-покаяния сердечного, во время произнесения священником разрешительной молитвы, являющейся формулой-кульминацией Таинства Исповеди, Бог прощает человеку грехи и исцеляет его.
Потому купание в крещенской проруби есть лишь моментом физиологическим (закаливание) и психологическим – проявлением мужества, и, может быть, еще все-таки моментом своеобразного исповедания веры типа «ради Христа в прорубь», но никак не духовным актом и уж тем более не освященным обрядом.
Грехи прорубь не смывает. Избавляет от них только исповедь, только осознание греха, лишь искреннее сокрушение – внутренний плач о них.
Скорее всего, в деле зимних купаний мы сталкиваемся, с одной стороны, с очень древней славянской традицией, которая зафиксирована еще в житии святого апостола Андрея Первозванного в изложении преподобного Нестора Летописца: «И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей – каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: “Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученьеˮ.
С другой стороны, в купании в крещенской проруби есть и своя опасность, как мне кажется. И она духовного плана. Для некоторых людей весь праздник Крещения Господня, во время которого вспоминается не только крещение Спасителя святым Иоанном Крестителем, но и великое событие Богоявления – явления миру Святой Троицы, сводится только лишь к купанию в проруби. С утра игнорируется Литургия, напротив, набираются горячительные напитки и закуски, едут к проруби, в бани. И так в праздности и увеселении проводят Светлый Праздник Крещения Господня. Проводят праздник Крещения без Христа. Вот что страшно! Для подобных людей данный праздник всего лишь добрая дедушкина традиция, предлог проявить свое мужество, собраться вместе для того, чтобы выпить и закусить.
Кроме того, на мой взгляд, есть здесь и еще один опасный момент мужской психологии типа «Ты что, трус?» Помню, как в детстве мальчики прыгали в реку с нового моста, хотя в воде были бетонные обломки старого моста, взорванного еще немцами. Страшное безрассудство и огромный риск для жизни. Но в мужской психологии есть такие точки нажима, когда общество говорит человеку «Ты что, слабак? Делай так, как все, а то не будем уважать». И мужчина подчиняется давлению большинства. То же может быть и с крещенским купанием. При этом часто не соблюдаются элементарные правила безопасности: наличие лестницы и поручей, за которые можно в проруби ухватиться, подстраховка со стороны для ныряльщика, чтобы в случае потери сознания подхватить его за руки и вытащить из воды, теплая сухая одежда. А если сердечный приступ? А если утащит под лед? А сколько людей ранятся об острые ледяные края проруби или о камни на дне?!
В заключение хочется вспомнить слова святого праведного Иоанна Кронштадтского из сочинения «Моя жизнь во Христе»: «Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые добрые нравы. А они проходят больше с грехом, как и встречаются неразумно маловерным, холодным сердцем, часто вовсе не приготовленным к чувству тех великих благодеяний Божиих, которые Бог даровал через известное празднуемое лице или событие».
Вперим ли мы свой взор вверх к Богу? Будем ли мы всматриваться в это удивительное чудо вхождения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в воды Иорданские? Увидим ли мы, подобно святому Пророку Предтече и Крестителю Господнему Иоанну, отверстые небеса и Святую Троицу? Станем ли мы наслаждаться лицезрением Бога? Поисповедуемся ли мы в этот праздник? Причастимся ли мы Тела и Крови Христовых и святой крещенской воды-Агиасмы, прогоняющих бесов и исцеляющих нас? Встретимся ли мы со Спасителем? Или останемся на примитивном телесном уровне празднования христианского праздника без Христа?
Ныряние в прорубь – это личное дело каждого: хочешь – ныряй, хочешь не ныряй. Но главное о Боге не забыть. Главное Его встретить в своей жизни…
Иерей Андрей Чиженко