Псалом 50. Суть покаяния
По причине глубокого покаянного чувства, которое этот псалом выражает, он употребляется в богослужении часто: на малом повечерии, полунощнице, утрени перед каноном, во время третьего часа, а также в числе утренних молитв, в начале канона Пресвятой Богородице и в Последовании ко Святому Причащению.
В надписании этого покаянного псалма указывается, по какому поводу он был написан царём Давидом: «Когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошёл к Вирсавии».
Этот поступок царя Давида подробно описывается в царских хрониках — 2 книге Царств, 11-12 главах. Царь Давид соблазнился женой одного из своих военачальников — Урии, и послал его на верную смерть, приказав отступить от него во время сражения. Овдовевшую Вирсавию Давид взял в жёны. Пророк Божий Нафан обличил царя в его грехе. Первый ребёнок от их греховного союза умер. После глубокого и искреннего покаяния царя Давида его грех был прощён, у Вирсавии родился сын Соломон, который стал после смерти Давида царём Израиля.
Псалом был написан Давидом как покаянная песнь. До сих пор он служит образцом глубокой покаянной молитвы и исповеди в грехах, и входит в число ежедневных утренних молитв.
3 Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей,
и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
4 Наипаче омый мя от беззакония моего,
и от греха моего очисти мя.
3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей,
и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои.
4 Многократно омой меня от беззакония моего,
и от греха моего очисти меня.
Как прекрасный образец поэзии, 50 псалом полностью построен на поэтическом приёме параллелизма — повтора во второй строке того, что говорилось в первой, другими словами. В оригинале на древнееврейском языке в строках этого псалма присутствуют также ритм и созвучия (рифмы).
«Щедроты» — милости.
Слово «наипаче» (многократно) передаёт жажду псалмопевца получить прощение.
5 Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну.
5 Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
«Выну» — всегда. Непременное условие для прощения греха — осознание своей вины.
6 Тебе Единому согреших, и лукавое пред Тобою сотворих:
яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти.
6 Тебе, Тебе Единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал,
так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем.
Царь Давид был виновен перед Урией в грехе убийства и перед Вирсавией в грехе соблазнения и прелюбодеяния. Тем не менее, любой грех против человека — это, в первую очередь, грех против его Творца. Поэтому Давид кается в этих грехах перед Богом и говорит: «Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих».
«Оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти» (дословно с древнееврейского: «поэтому Ты будешь праведным в словах Твоих и правым в суде Твоем») — псалмопевец сознаёт, что заслуживает суда Божия и приговора, но надеется на Его милосердие.
7 Се бо в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.
8 Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.
7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя.
8 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость Твою.
Псалмопевец указывает на общую испорченность рода человеческого — последствия первородного греха — как на причину всех личных грехов. При этом он не пытается оправдать себя этим, а лишь надеется смягчить Божий приговор, вспоминая, что, несмотря на изначальную греховность человека и на то, что Бог любит истину, Он не гнушался общаться с псалмопевцем и открывать ему Свою мудрость.
9 Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся.
9 Окропи меня иссопом, и буду чист, омой меня, и буду белее снега.
Иссоп — трава, которую использовали для кропила священники Иерусалимского храма. Иссопом кропили народ Божий и дома, чтобы освятить их. Для кропления использовали не воду, а кровь принесённых в жертву животных, которые были прообразом жертвы Христовой. Давид здесь просит о том, чтобы Господь освятил его и указывает на то, что грех должен быть смыт жертвенной кровью. Однако кровь волов и овец не очищала грехов, а служила лишь напоминанием о завете с Богом — обетовании, что когда-нибудь придёт Искупитель, Который омоет грехи человечества Своей Кровью.
10 Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя.
10 Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные.
Перевод «кости, Тобою сокрушенные» более точен. Псалмопевец свидетельствует о том, что грех имеет последствия не только для души человека, но и поражает его тело, даже до самых костей.
11 Отврати лице твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.
12 Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
11 Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои.
12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
Чтобы держаться правого пути и найти силы не согрешать больше, сердце человека должно вновь стать чистым, а его дух — правым. Сердце и дух человека нуждаются в обновлении, и только Бог в силах вернуть человеку его чистоту. Святитель Афанасий Великий: «Это значит то же, как если бы сказать: приведи в безопасность ум мой, чтобы уже нелегко было ему впасть в грех».
13 Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
14 Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом владычним утверди мя.
13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.
14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.
«Не отвержи мене от лица Твоего» — не лиши меня Твоего попечения (заботы) (свт. Иоанн Златоуст). Дух Святой оставляет человека, впавшего в грех. По толкованию святителя Афанасия Великого, царь и пророк Давид молится, чтобы Господь не отнимал от него Духа пророческого. Святитель Иоанн Златоуст толкует «дух владычественный» как «самодержавный разум», а просьбу о нём — как просьбу возвратить согрешившему человеку прежнюю власть над умом и восстановить господство над страстями (с. 682). Блаженный Феодорит Кирский видит в этом стихе всё ту же молитву о Духе Святом, Которого псалмопевец именует Духом Владычним (в оригинале стоит слово ’’nediva’’ — Дух «щедрый, изобильный»).
«Радость спасения» — радость о спасении, о возможности быть причастником спасения.
15 Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.
15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.
Омрачённый грехом Давид не смеет учить грешников и призывать их к покаянию, пока Господь не простит его грех и не дарует Духа Святаго. Только получив прощение, он снова сможет учить людей ходить путями Божиими (свт. Афанасий Великий).
Преподобный Серафим Саровский говорил: «Спаси себя, и вокруг тебя спасутся тысячи», то есть даже и не поучая других, праведный человек невольно подвигает окружающих жить свято самим своим примером.
16 Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твоей.
17 Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.
16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.
17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою.
Грех связывает и язык человека, не давая ему славить Бога (свт. Иоанн Златоуст, с. 683). Под «кровями» подразумевается кровь убийства (он же). Повторение «Боже, Боже» передаёт усиленную молитву кающегося.
18 Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши.
19 Жертва Богу Дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
18 Ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы её; к всесожжению не благоволишь.
19 Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже.
Давид и Вирсавия. Рафаэль Санти
«Всесожжение» (ola, и kalil — «всесожегаемая») — вид жертвоприношения Ветхозаветной Церкви, установленного в законе Моисеевом. Это ежедневная жертва из овец, козлов, волов или голубей во очищение грехов народа и в благодарность за благодеяния Божии, которая сжигалась на жертвеннике полностью. Также каждый израильтянин мог принести свою жертву всесожжения, на которую он возлагал руки во очищение своих грехов. Кроме всесожжения были жертвы за конкретные грехи и провинности, а также жертва благодарственная (мирная).
«Жертва» в этих стихах — общее наименование всех жертв. Здесь имеются в виду обычные у евреев жертвоприношения, а не жертва за какой-то исключительный проступок или грех. Псалмопевец говорит о том, что подлинная жертва Богу — это хвала из уст человека, его сокрушенное и смиренное сердце, а не кровь овец и козлов.
Апостол Павел в Послании к Евреям цитирует 18 стих этого псалма, поясняя, что ветхозаветная жертва была лишь свидетельством покаяния человека, но не могла искупить сам грех — для этого нужна была Жертва Христова (Евр. 10:1-18).
«Не уничижит» — не презрит, не отвергнет.
20 Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона,
и да созиждутся стены Иерусалимския.
21 Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая,
тогда возложат на олтарь Твой тельцы.
20 Облагодетельствуй, [Господи,] по благоволению Твоему Сион,
воздвигни стены Иерусалима.
21 Тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение,
Тогда возложат на алтарь Твой тельцов.
Некоторые исследователи считают, что эти последние стихи псалма были присоединены позже евреями в Вавилонском плену, молившимися этими покаянными словами и добавлявшими к ним молитву о возвращении в Иерусалим (Лопухин А.П.).
Святитель Иоанн Златоуст понимает эти слова вместе с предыдущими и толкует их как пророчество об устроении на земле Небесного Иерусалима — Царства Божия, в котором, в отличие от древнего земного Иерусалима, будут приноситься бескровные жертвы правды и хвалы Богу (с. 684).
«Псалтирь в святоотеческом изъяснении» указывает на наиболее распространённое понимание этих слов — как молитву о воссоздании храма души человека после грехопадения. В этом духовном храме будут приноситься жертвы правды — «всесожжение» и «тельцы» добрых дел и хвалы Богу, отречения от своей греховной воли и борьбы со страстями, а не кровавые жертвы животных.