Трудные места богослужения: Зачем зубы грешникам?
Разбираем шестопсалмие, псалом 3-ий
«Слава в вышних Богу!..» – с этой ангельской песни при рождении Спасителя начинается вторая часть всенощного бдения, утреня. И это понятно: символическое время Ветхого завета (вечерня) закончилось, наступили новозаветные времена, на которые с первых же слов указывает утреня. И разве не естественно начать ее с прославления события, которое произошло ночью и ознаменовало начало нашего спасения
Слава в вышних, т.е. на небе (ц.слав. вышняя – небо и все небесное), Богу и на земли (контраст и сопоставление: небо – земля, вся вселенная) мир (о мире мы уже писали, это покой, примирение), в человецех благоволение. «Человецы» – множественное число от «человек», люди. Слово благоволение имеет в церковнославянском широкий спектр значений: это и любовь, (благо)расположение, и добро, добродетель, и доброжелательство. Здесь мы выберем первое: на земле покой, и в людях любовь, Божие благорасположение.
Потушены свечи, чтец посреди храма читает шестопсалмие, первую часть утрени, «со всяким вниманием и страхом Божиим». Как следует из названия, оно состоит из шести псалмов: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Взятые из разных мест Псалтири, псалмы объединены содержанием, а именно, все они изображают преследование праведника врагами и его твердую надежду на Бога, лишь растущую (ср. пс. 3 и 62) от увеличения преследований (ср. пс. 3 и 87) и в конце достигающую ликующего успокоения в Боге (пс. 102). Псалом 3-ий:
Господи, что ся умножиша стужающии ми! – мы видим, что частица –ся (-сь) в церковнославянском менее связана со своим глаголом и может находится как после, так и перед ним: «ся умножиша» – то же, что «умножишася». Кто такие стужающии? Стужати значит «угнетать», «теснить, беспокоить».
Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою – Ты, Господи, мой защитник, букв. «встающий впереди кого-либо» (ц.слав. заступник; глагол заступити значит «прикрывать собой», «защищать»; см. дальше в этом же псалме: аз… восстах, яко Господь заступит мя). Возносяй – причастие мужского рода, «возносящий»; современный русский язык утерял первоначальное значение возносити – «поднимать».
Не убоюся от тем людей, о́крест нападающих на мя – «тем» – множественное число от существительного тма (тьма), что означает «10 тысяч, мириады», фигурально выражаясь «огромное множество». О́крест т.е. вокруг.
Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой – воскресати в первом значении «вставать, подниматься» (ср. в начале вечерни, «Блажен муж»: сего ради не воскреснут нечестивии на суд). Кроме того, этот глагол означает «предстать, явиться в силе», «посетить» (как в пасхальном песнопении: «Да воскреснет Бог и расточатся врази его!»). В этом предложении форма «воскресни» может нести оба этих значения: восстань, Господи, явись в силе Твоей и спаси мя от моих врагов!
яко Ты поразил еси вся враждующия ми всуе – ибо Ты поразил всех, враждующих против меня напрасно (тщетно, ц.слав. всуе); зубы грешников сокрушил еси – ты разбил (сокрушил) зубы грешников. Вот с зубами все интересно: зубы, они и по-церковнославянски «зубы»; а почему псалмопевец использовал именно такой образ?
Во-первых, это действительно образ, метафора – Бог в Ветхом завете описывается антропоморфно (человекообразно, anthropos (греч.) – человек), ибо как человек иначе может изобразить действия Божества? донести их до обычного человека? Бог предстает зачастую воином, мстителем, гневающимся на врагов, карающим их.
Вот и в этом псалме Он разбивает зубы грешников, что нельзя понимать буквально, – это образ силы, мощи, победы Божией и боли, наказания тех, кто поступает против Его воли. «Зубы грешников» также вызывают у нас представление о диких зверях (как говорит свт. Афанасий Великий), для которых зубы являются главным оружием. Лишаясь их, они становятся безопасными.