Занятие 5. Православный храм. Богослужебная утварь.
5. Православный храм. Богослужебная утварь.
При совершении богослужения используются различные предметы, имеющие как практическое, так и символическое значение. К числу таковых относятся антиминс, напрестольное Евангелие, потир, дискос, звездица, копие, лжица, покровцы и воздух, кадило и другие предметы богослужебной утвари, а также предметы, употребляемые за архиерейским богослужением.
О некоторых предметах, в частности об антиминсе, уже шла речь при рассмотрении устройства алтаря.
При совершении литургии используется потир (сосуд для питья) — чаша круглой формы на высокой подставке с круглым основанием. Чаша, как правило, бывает серебряной или посеребренной. В некоторых древних храмах употреблялись чаши, сделанные из чистого золота и украшенные драгоценными камнями. В более бедных храмах могла использоваться чаша из стекла, олова, меди, железа и даже дерева. Во время литургии в чашу вливается вино, которое после призывания Святого Духа становится Кровью Христа. Евхаристическая чаша символизирует ту чашу, из которой Христос на Тайной Вечери причастил Своих учеников. Поэтому к чаше относятся с особым благоговением: по окончании литургии она многократно омывается теплой водой; хранится она в особом месте; к чаше могут прикасаться только священнослужители.
На потирах обычно изображается образ Христа Спасителя (на той стороне, которой во время богослужения потир повернут к священнику), слева — образ Матери Божией, справа — Иоанна Предтечи, а с противоположной от священника стороны — крест.
Любовь православных русских людей к богослужению была очень велика. Эта любовь переносилась и на все предметы, которые участвовали в богослужении. Особенно это относилось к сосудам, на которых происходило пресуществление, превращение хлеба и вина в Святые Дары Тела и Крови Господних.
Поэтому сосуды эти, по возможности, украшались и многие были настоящими произведениями искусства, вершиной ювелирного мастерства своего времени. Христиане не стремились при этом к мирской пышности или роскоши, но они всеми силами старались принести лучшее от себя в дар Богу, сделать сосуды соответствующими величию Таинства. Важна не пышность сама по себе, а стремление посвятить лучшее Богу, как знак своего благоговения и любви к Нему.
Драгоценные металлы, камни и украшения — это только символы добродетелей, которых ждет от нас Бог.
С таким же благоговением принято относиться к дискосу (круглое блюдо, круг) — небольшому круглому блюду на подставке с круглым основанием, на которое во время литургии кладется хлеб, предназначенный для совершения Евхаристии и называемый Святым Агнцем.
Дискос обычно изготавливается в паре с потиром из того же материала, что и потир, и украшается аналогичным образом. Дискос является напоминанием о том блюде, с которого Христос на Тайной Вечери взял хлеб, чтобы раздать его ученикам. Дискос круглый, а круг является символом вечности — он не имеет ни начала, ни конца. Это означает вечность Церкви Христовой.
Часто на дне дискоса выгравированы два ангела, стоящих на коленях перед Агнцем, который изображен между ними.
Агнец, или ягненок, — это животное, которое в древности приносили в жертву за грехи людей. Таким Агнцем стал для всего человечества Господь Иисус Христос, принявший смерть на Кресте за грехи всего мира. Поэтому по краю дискоса часто делают надпись: “Се Агнец Божий, вземляй грехи мира” (Ин.1:29). Эти слова сказал о Христе Иоанн Креститель.
Для разрезания евхаристического хлеба употребляется копие — плоский нож с заостренным наконечником (наподобие наконечника копья), вставленный в деревянную ручку.
Этот предмет богослужебной утвари символизирует копье, которым были пронзены ребра распятого Спасителя (см.:Ин.19:34). Он употреблялся на литургии, вероятно, уже в V-VI веках, а возможно, и ранее. Упоминание о копие встречается у свт. Германа Константинопольского, прп. Феодора Студита, в византийских литургических рукописях.
Копием священник пронзает с правой стороны вырезанного Агнца во время богослужения.
Копие имеет и еще одно назначение. В Требнике есть последование, которое совершает священник над копием, омывая его водой с особой молитвой. Эта вода дается больному.
Для причащения мирян в Православной Церкви употребляется лжица — небольшая ложка с крестом на конце рукояти, изготавливаемая из серебра, золота, олова или других металлов, не окисляющихся с течением времени.
Лжица, как и звездица, была введена в употребление святителем Иоанном Златоустом. Причащение с помощью лжицы духовно означает, что верующие соединяются с Богом через Церковь, питающую их духовной пищей.
Еще одним предметом, употребляемым за Божественной литургией, является звездица — изделие из двух металлических дуг, которые при помощи болта и гайки соединены крестообразно. Звездица ставится на дискос над евхаристическим хлебом во время проскомидии. Она предохраняет Агнца и частицы, расположенные на дискосе, от смещения, когда дискос накрывается покровами. В качестве литургического символа звездица ассоциируется с Вифлеемской звездой (см.:Мф.2:9).
Звездицу стал использовать во время богослужения святитель Иоанн Златоуст, до этого знали только потир и дискос.
Тарелочки, которые употребляются при богослужении, не имеют подставок. Обычно их делают из серебра. На одной из них изображен Крест, на другой — образ Богоматери с Младенцем. На тарелочке с Крестом из служебной просфоры обычно вырезают Агнец. На второй, с образом Богоматери, вынимают частички из просфор в честь Богородицы, святых, а также о здравии и о упокоении членов Церкви. На тарелочке с Крестом есть надпись: “Кресту Твоему поклоняемся, Владыко”, а на тарелочке с образом Богородицы: “Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородицу”.
На тарелочке с Крестом после освящения Даров Тело Христово раздробляется, разрезается на более мелкие частицы для причащения мирян.
При богослужении употребляются обычно еще несколько неглубоких тарелочек с теми же изображениями и надписями, но большего размера. На них кладут просфоры, а также части большой служебной просфоры, оставшиеся после вырезания из нее Агнца. Эти части называются антидором и даются после литургии тем, кто еще не ел в этот день.
Ковшики с ручкой особой формы также используются при богослужении. Из них во время приготовления Даров наливается в чашу вода и вино, а после освящения Даров и соединения Тела Христова с Кровью в чаше, туда из ковшика добавляется теплая вода, означающая благодать Святого Духа. Теплая вода символизирует также и теплоту веры церковного народа, соединяющегося с Господом в Святом Причащении.
Ручка ковшика делается в виде царской короны с крестом на вершине. Часто ковшик имеет надпись: “Теплота веры исполнь Духа Святаго”.
По окончании литургии горячей водой из ковшика омывается Святая чаша.
Губа (губка) используется для собирания мелких частиц Святого Агнца с дискоса и тарелки. Другая губка, которой отирают Святую Чашу, находится постоянно на жертвеннике. Она напоминает нам губку, намоченную в уксусе с желчью, которую поднял воин на копье к губам страдающего от жажды Спасителя на Голгофе.
Сегодня вместо губки для отирания чаши часто используется плат из красной материи.
Для покрытия потира и дискоса во время литургии употребляются покровцы — матерчатые кресты с квадратным средокрестием. Эта квадратная середина, обычно с твердой прокладкой, покрывает верх сосуда, а четыре конца креста спускаются вниз, покрывая его по бокам с четырех сторон. В Древней Церкви покровцы использовались для защиты Святых Даров (евхаристических хлеба и вина) от пыли, а также мух и других летающих насекомых.
Для этой же цели использовался воздух — матерчатый плат прямоугольной формы.
Покровы и воздух напоминают нам о времени рождения в мир Спасителя, уложенного в ясли и спеленутого, как обычный младенец. Покровы — это символические младенческие пелены Богомладенца.
Но одновременно покровы — это и великолепные одежды славы Христа Вседержителя, поэтому они делаются обычно из парчи и украшаются шитьем.
Воздух — один из древних предметов церковной утвари. Он упоминается в V веке Феодором Мопсуестийским, в VIII — Германом Константинопольским, после X — многочисленными литургическими рукописями. В византийской и древнерусской традициях были распространены воздухи внушительных размеров (до 1 м в длину) с изображением «Положения во гроб», «Распятия», «Спаса Нерукотворного с предстоящими».
В современной русской практике воздух представляет собой прямоугольный плат размером приблизительно 60х80 см с изображением четырехконечного креста посередине: на великом входе диакон перекидывает воздух через левое плечо. В греческой практике воздух — такой же четырехугольный плат, но с приделанными к двум его верхним углам длинными лентами: на великом входе диакон надевает воздух на спину, а ленты завязывает спереди.
В некоторые моменты богослужения, когда совершается литургическая процессия (в частности, на малом и великом входе Божественной литургии), в ней участвует свещеносец со свечой, вставленной в высокий подсвечник. Свещеносцев может быть двое: в этом случае они, как правило, держат подсвечник в форме высокого шеста. Такую же свечу держит в руках диакон в некоторые моменты богослужения (в частности, во время каждения, совершаемого священником вместе с диаконом в начале всенощного бдения и на полиелее).
За богослужением, совершаемым правящим архиереем епархии, на солее с левой стороны от царских врат, напротив иконы Пресвятой Богородицы, стоит свещеносец с примикирием — свечой, вставленной в высокий подсвечник.
В богослужении Православной Церкви употребляется кадило — сосуд, состоящий из чаши и крышки, подвешенных на цепях к ручке, за которую его держит священнослужитель. К цепям прикрепляются бубенцы, производящие звон во время каждения. Кадило употребляется для воскурения фимиама, для чего в него кладется раскаленный уголь, а поверх угля — ладан (душистая древесная смола).
Каждение — сжигание благовонного фимиама на углях в специально предназначенном для этого сосуде — является одним из наиболее древних элементов богослужения. Обычай каждения за богослужением унаследован христианской Церковью от древнееврейского культа.
О каждении неоднократно упоминается в Библии. Согласно книге Исход, Бог через Моисея повелел Аарону совершать каждение перед Ковчегом Завета (см.:Исх.30:7-8). Моисей «поставил золотой жертвенник в скинии собрания пред завесою и воскурил на нем благовонное курение, как повелел Господь Моисею» (Исх.40:26-27). О каждении говорится в Апокалипсисе: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр.8:3-4). Поскольку видения Апокалипсиса, как предполагают ученые, в некоторой степени отражают литургическую практику ранней Церкви, можно предположить, что уже во времена Иоанна Богослова каждение совершалось за богослужением в христианских общинах.
Каждение является одним из способов воздания чести, благоговейного поклонения святыне, будь то икона, крест или священный предмет. По учению Церкви, честь, воздаваемая образу, восходит к Первообразу. Каждение перед иконой Христа является возданием чести Христу, каждение перед образом Богородицы или святого — один из способов почитания Богородицы или святого. Символично, однако, что священнослужитель кадит не только образы святых, но и всех присутствующих в храме, тем самым воздавая честь каждому человеку как созданному по образу и подобию Божию. Человек, находящийся в храме, как бы приравнивается к иконе, и каждение напоминает ему о том, что он призван к духовному совершенству, святости и обожению.
Это большая чаша на низкой круглой подставке. Она ставится на стол. С противоположной от священника стороны чаши, обращенной во время молебна к алтарю, обычно делаются подсвечники для трех свечей. Иногда, если таких подсвечников нет на сосуде, свечи прилепляются на край. Три горящих свечи означают огонь благодати Святой Троицы.
Святая вода, которая освящается в этом сосуде, укрепляет душевные и телесные силы.
Особой принадлежностью архиерейской службы являются дикирий и трикирий — два ручных фигурных светильника, в которые вставляются соответственно две или три свечи.
Употребление дикирия и трикирия на патриаршей литургии восходит к XII веку.
Первоначально эти светильники воспринимались как атрибуты учительского достоинства, принадлежащего не всем епископам, а только царям и патриархам.
Об этом говорит в XII веке патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон, настаивая на том, что правом осенять народ светильниками обладают цари и патриархи, автокефальные архиепископы Болгарии и Кипра, а также те немногие из митрополитов, которые получают такое право от царя.
Впоследствии дикирием и трикирием стали пользоваться за богослужением все архиереи.
Символически трикирий толкуется как указание на три Лица Святой Троицы, дикирий — как указание на две природы Иисуса Христа. Свечи на трикирии и дикирии могут быть соединены верхними концами вместе, так чтобы образовывалось единое пламя; более распространены светильники с перекрещенными свечами, концы которых направлены в разные стороны.
Принадлежностью архиерейского богослужения являются рипиды (опахала). В IV веке они представляли собой опахала на длинных шестах, предназначенные для того, чтобы отгонять летающих насекомых от Святых Даров. В «Апостольских постановлениях» так описывается начало литургии верных: «Два же диакона с той и другой стороны жертвенника пусть держат из тонких кож, или из павлиньих перьев, или из полотна рипиду и тихо отгоняют малых летающих насекомых, чтобы не попали в чаши». Помимо перечисленных материалов, рипиды также изготовлялись из пергамента и расписывались разноцветными красками.
Впоследствии, когда рипиды утратили свое утилитарное значение, их стали изготовлять из дерева и металла, покрывать золотом и украшать драгоценными камнями. Рипиды могли иметь разные формы, в том числе форму круга, овала, квадрата, ромба, восьмиконечной звезды. На рипидах иногда имелась надпись: «Свят, Свят, Свят».
Орлецы представляют собой круглые коврики с изображением орла, парящего над городом.
Орлецы постилаются под ноги епископа во время богослужения так, чтобы голова орла была обращена в ту сторону, в которую епископ станет лицом. Изображение орла, парящего над городом, символизирует основную функцию епископа, которая по-гречески определяется словом (наблюдение, контроль).
Орлецы вошли в употребление в Византии в XIII веке в качестве награды императора Константинопольским патриархам. На византийском орлеце изображался двуглавый орел — герб империи.
На русских орлецах получили распространение изображения одноглавого орла. Русский чин поставления епископа, датируемый 1456 годом, упоминает орлец, на котором должен стоять митрополит у престола. В этом же чине повелевается на помосте, сооружаемом для епископской хиротонии, изображать «орла единоглавна».
При богослужении, совершаемом предстоятелем Поместной Церкви (например, Патриархом Московским и всея Руси), употребляется предносный крест, водруженный на высокий шест. Иподиакон с таким крестом во время литургии стоит справа от царских врат, напротив свещеносца. При входе предстоятеля в храм, при выходе из храма и во время других литургических процессий иподиакон с крестом шествует впереди предстоятеля.
Проверочные вопросы:
- Что представляют собой и как используются в богослужении потир и лжица?
- Каково символическое значение дискоса и копия?
- Что это звездица и что она собой знаменует?
- Что собой представляет кадило? Каково его происхождение?
- Что собой представляют и когда используются дикирий и трикирий?
- Каково происхождение рипид? При каком богослужении они используются?
- Каково назначение воздуха и покровцов?