Занятие 2. Православный храм. История и традиции храмоздательства

2. Православный храм. История и традиции храмоздательства

1.  Ветхозаветная скиния и храм

Расцвет храмоздательства на христианском Востоке и Западе относится к периоду между IV и VIII веками. Этому,  однако,  предшествовала  долгая предыстория,  начавшаяся  в  ветхозаветные  времена  и продолжившаяся в эпоху раннехристианской Церкви (I—III вв.).

У древних евреев во времена патриархов не было особых  зданий для богослужения. Этим евреи  отличались  от  языческих  народов,  в  частности  от  египтян,  у  которых  существовала широко развитая храмовая архитектура. У евреев были, однако, священные места, связанные с явлениями Бога человеку (см.: Быт 32,30). Такие места могли обозначаться памятниками в виде камня, на который возливали елей (см.:Быт:28:18—22). В местах явлений Божиих устраивались жертвенники  (см.:Быт.12:8;  26,25),  представлявшие  собой  груду  неотесанных  камней  для разжигания  костра  под  открытым  небом.  Жертвенники  устраивались  также  на новоприобретенных участках земли (см.:Быт.8:20; 33, 20).

В первый год исхода евреев из Египта под руководством Моисея, по повелению Божию, была сооружена скиния  —  переносное  святилище  (см.: Исх. 26-27).  Именно она стала центром ветхозаветного богослужения. После завоевания Ханаана скиния была поставлена в Силоме (Суд.18:31), откуда перенесена сначала в Номву (1Цар.21:1-9), а при царе Давиде в Иерусалим (2Цар.6:16; 7:1).

Скиния представляла собой шатер, была покрыта кожами, имела прямоугольную форму и разделялась на две части: Святилище и Святая Святых (Исх.26:33). В Святилище находился алтарь кадильный, где воскуряли особый фимиам, составленный из различных благовоний (Исх.30:8-9), золотой семисвечник (Исх.25:31-39) и позолоченный стол из дерева ситтим с 12 хлебами предложения (Исх.25:23-30), которые менялись каждую неделю. Во Святая Святых находился ковчег Завета, название которого происходит от хранившихся в нем скрижалей Завета (Исх.25:16,21). Он представлял собой ящик из дерева ситтим (или акации), покрытый изнутри и снаружи золотыми пластинками. Верхняя часть ковчега окружалась золотым венцом. В 4 углах располагались 4 золотых кольца, в которые продевались шесты из позолоченного дерева акации для перенесения его из одного стана в другой (Числ.10:33-36). Два золотых херувима, расположенные друг напротив друга на двух концах крышки, покрывали ее своими распростертыми крыльями (Исх.25:17-22).

Святое  святых  было  отделено  от святилища завесой из голубой, пурпурной и червленой шерсти и крученого виссона, висевшей на четырех столбах (Исх.26:31-33).

Перед скинией был устроен окруженный оградой двор, где приносились жертвы и собирался народ. Во дворе находился жертвенник — алтарь для заклания жертвенных животных (Исх.27:1-5), на котором непрерывно поддерживался священный огонь. Между скинией и жертвенником во дворе стоял также медный умывальник (Исх.30:17-21), из которого священники перед входом в святилище или перед приближением к алтарю черпали воду для омовения рук и ног.

Со времени царя Соломона до вавилонского плена местом общественного богослужения был храм иерусалимский, построенный по подобию скинии и разрушенный Навуходоносором в VI в. до Р. Х. Во время вавилонского плена евреи были лишены определенного места для общественного богослужения. Но после плена таким местом вновь стал восстановленный при Ездре и Неемии иерусалимский храм.

Около 20-го года до н.э. иудейский царь Ирод Великий  начал  масштабную  реконструкцию  храма,  значительно  расширив  его  пределы.  При строительстве храма Ирода использовались  элементы  греческой классической  архитектуры — колонны,  балюстрады,  галереи,  портики.  Размер  храма Ирода значительно превышал  размеры первоначального храма Соломонова. Он был окончательно разрушен в 70 г. по Р. Х. римским императором Титом.

С  храмом  связаны  многие  события  из  жизни  Христа.  Пресвятая  Дева,  в  соответствии  с предписаниями  закона  Моисеева,  приносит Младенца  Иисуса  в  храм  (см.:Лк.2:22—39). Ежегодно  на  праздник Пасхи  родители Иисуса  посещают Иерусалим  для  участия  в  храмовом богослужении  (см.:Лк.2:41).  В  одно  из  таких  посещений двенадцатилетний  отрок  Иисус остается  в  храме, родители ищут Его и  затем находят сидящим среди учителей и спрашивающим их. На упрек Матери Иисус отвечает: «зачем вам было искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему» (Лк.2:42—49)?

Обычай ежегодного посещения храма в праздник Пасхи Христос сохраняет на протяжении всей  Своей  земной жизни.

Великолепие  Иерусалимского  храма,  заново  отстроенного  Иродом  Великим,  восхищало учеников Спасителя. Но Иисус в ответ на восторги учеников предсказывает разрушение храма (см.:Мф.24:1—2).

В  общине  учеников  Спасителя  после  Его  смерти  и  воскресения  в  течение  некоторого времени сохранялся обычай посещать Иерусалимский храм. В Деяниях говорится, что ученики Христа каждый день единодушно пребывали в храме (Деян.2:46). Упоминается также о том, как апостолы Петр  и Иоанн шли в храм в час молитвы девятый (Деян.3:1). Впрочем, христиане посещали храм не столько для участия в иудейских религиозных  обрядах, сколько с целью проповеди иудеям о Христе (см.:Деян.5:20).

Окончательному разрыву христианской общины с Иерусалимским храмом, помимо гонений со стороны иудеев, способствовало принятие в общину бывших язычников без совершения над  ними обряда обрезания. Кроме того, христианская община довольно скоро вышла за пределы Иудеи и распространилась по другим частям римской «экумены». Наконец и сам храм был полностью разрушен в 70 году, когда в результате короткой «иудейской войны» Иерусалим захватили войска римского полководца Тита.

2.  Места для богослужения в раннехристианский период

У раннехристианской общины не сразу появились свои культовые здания. Христос совершил Тайную Вечерю в обычном жилом доме, в горнице большой, устланной, готовой (см.:Мк.14:15; Лк.22:12).  Местами  христианских  евхаристических  собраний  после  воскресения Христа также были горницы — комнаты в частных домах (см.:Деян.1:13). Преломляя по домам хлеб, христиане  «принимали  пищу  в  веселии  и  простоте  сердца»  (Деян.2:46). Этот домашний, частный, семейный характер первохристианских  евхаристических  собраний  был  далек  от торжественности храмовых богослужений после-константиновской эпохи.

В период с  I по  III век христианское богослужение нередко совершалось в катакомбах — обширных  подземельях,  вырытых  на  глубине  от  8  до  25  метров  и  служивших  местами захоронений. Катакомбы имелись во многих городах Римской империи — как на Западе, так и на  Востоке.  Катакомбы  представляли  собой  длинные  коридоры,  в  стенах  которых в мягкой вулканической породе — туфе — одно над другим высекались места для гробниц. Для молитвенного поминовения усопших в  катакомбах высекались церкви прямоугольной формы.

Наиболее известны катакомбы, расположенные в окрестностях Рима. Общая протяженность подземных коридоров, входящих в римские катакомбы, составляет несколько сотен километров; в общей сложности в катакомбах насчитывается от 600 до 800 тысяч захоронений.

Вопреки распространенному представлению катакомбные церкви не служили для христиан местом, где они могли скрываться от гонений: как правило, места расположения катакомб были слишком  хорошо  известны.  Катакомбные церкви использовались для богослужений и для поминовения усопших, в частности тех мучеников, тела которых были в них захоронены.

Гробницы мучеников нередко становились алтарями катакомбных церквей. Катакомбные церкви, а также отдельные гробницы первоначально украшались символическими изображениями, орнаментами, сюжетами из античной  мифологии; затем появились изображения Христа, Богоматери, святых, событий Священной истории.

Посещение катакомб по воскресеньям было традицией многих благочестивых христиан.

Церкви  I—III веков по своему внешнему  облику  не  отличались  от  светских  построек;  архитектурные  формы христианской  базилики —  от  форм  базилики  светской. Лишь  войдя  внутрь,  можно  было — благодаря  настенным  росписям  и  предметам  литургического  обихода —  понять,  что  человек оказался  в  христианском  храме. Отдельно  строились  баптистерии —  помещения,  в  которых совершалось крещение оглашенных.

3.  Развитие церковного зодчества в Византийской империи

После миланского эдикта императора Константина в 313 году христианство становится дозволенной, а в скором времени фактически государственной религией Римской империи.  Это открыло новые возможности для христианского храмоздательства, которое особого размаха достигло после окончательной победы над арианством (381г.). Базилики  строились  в  Италии,  Галлии,  Египте,  Сирии, Палестине, Месопотамии, Малой Азии, на берегах Эгейского моря.

Форма базилики соответствует восприятию храма как корабля — Ноева ковчега, в котором христиане  обретают  спасение,  двигаясь  по  волнам  житейского  моря  к  гавани  Царства Небесного. Об этом говорится в «Апостольских постановлениях» (IV в.): «Когда же соберешь Церковь Божию, то, словно кормчий великого корабля, со всем знанием приказывай  составлять  собрания,  повелевая  диаконам,  как  бы  матросам,  чтобы  назначали места братьям, как бы  гребцам,  со  всем тщанием и степенностью. Прежде  всего,  здание да будет  продолговато,  обращено  на  восток,  с  притворами  по  обеим  сторонам  к  востоку, подобное кораблю. В середине да будет поставлен престол епископа, а по обеим сторонам его пусть сидит пресвитерство и стоят проворные и легко одетые диаконы, ибо они уподобляются матросам и надсмотрщикам над  гребцами по бокам корабля; а по их распоряжению в другой части здания пусть сядет народ со всем безмолвием и благочинием, а женщины — отдельно, и они пусть сядут, соблюдая молчание».

Как и у корабля, у храма есть своя носовая часть (восточная апсида) и своя корма (западная часть). Символика корабля сохранилась и получила развитие в позднейших купольных храмах, где  сферический  купол символизирует  парус,  надутый  ветром.  Однако  пропорции  базилики более соответствовали образу корабля и идее движения вперед по прямой.

Базилика  как  архитектурный  тип  доминировала  в  христианском  храмостроительстве  на всем  протяжении  IV  и  V  веков. 

В  западном  христианском  зодчестве  прямоугольная  в  плане базилика сохранилась в качестве основной архитектурной формы и в последующие столетия. На Востоке же  начиная  с VI  века  развивается  купольная  архитектура  и  формируется  новый  тип храма —  купольная  базилика. Этот  тип,  являющийся предшественником  крестово-купольного храма,  доминирует  в  храмовой  архитектуре  христианского Востока  в  период  с VI  по  IX  век.

Византийский храм, каким он сложился в IV—VIII веках, состоял из трех частей — алтаря, храма  и  нартекса  (притвора).  В  трехнефных  храмах  алтарь  занимал  восточную  часть центрального  нефа,  тогда  как  в  северном  нефе  ставился  жертвенник,  а  южный  мог использоваться  в  качестве  ризницы. Нередко  ризница  представляла  собой  отдельное  от  храма помещение или специальную пристройку.

Алтарь отделялся от храма преградой,  которая  в ранневизантийских храмах представляла собой либо низкий парапет, состоявший из резных плит, либо портик из нескольких колонн, на капителях  которых  покоится  широкая  прямоугольная  балка  —  архитрав.  На  архитраве размещались  изображения Христа  и  святых. В  отличие  от  более  позднего  по  происхождению иконостаса  в  алтарной  преграде  отсутствовали  иконы,  и  пространство  алтаря  оставалось полностью  открытым  для  взоров  верующих.  Алтарная  преграда  нередко  имела  П-образный план:  помимо  центрального  фасада,  у  нее  было  еще  два  боковых  фасада.  В  середине центрального фасада размещался вход в алтарь; он был открытым, без дверей.

Посреди  храма  (особенно  это  касалось  больших  по  размеру  храмов  и  кафедральных соборов)  устанавливался  амвон  —  возвышение  для  чтеца.  Именно  на  амвоне  происходила литургия оглашенных, включавшая чтение Священного Писания и проповедь.

Стены многих византийских храмов богато облицовывались или украшались священными изображениями. Типичным для византийского  храма было сочетание мраморной облицовки с мозаикой.

Классическим и наиболее ярким примером византийской купольной базилики является храм Святой  Софии  в  Константинополе,  построенный  императором  Юстинианом  в  537  году.

Храм Святой Софии был  задуман как христианская версия  трех ветхозаветных культовых сооружений — скинии, Иерусалимского храма и храма, описанного в гл. 40—47 книги пророка Иезекииля.

Согласно легенде, войдя в новопостроенный храм, Юстиниан произнес: «Я превзошел тебя, Соломон».

Наиболее законченное выражение идея пропорционального соотношения различных частей храма нашла в византийских крестово-купольных храмах IX и последующего столетий, а также в  крестово-купольных  храмах  Грузии,  Балкан  и  Руси.  В  плане  крестово-купольный  храм образует  либо равноконечный  крест,  либо  крест,  у  которого нижний  конец,  соответствующий западному крылу храма, длиннее трех других концов. Верхний конец креста, соответствующий восточному  крылу,  завершается,  как  и  у  базилики,  полукруглой  или  прямоугольной  в  плане алтарной апсидой. В тех местах, где продольный центральный неф пересекается с поперечным нефом, устанавливаются четыре опорных столба, на которых покоится купол.

План  крестово-купольного  храма  символизирует  не  только  крест,  но  и  человека  с распростертыми  крестообразно  руками  (т.е.  человека  в  традиционной  для  христианской древности молитвенной позе).

Характерным  примером  крестово-купольного  храма  этого  периода  является  церковь Пресвятой  Богородицы  в  Скрипу  (Беотия),  построенная  в  873—874  годах.

4.  Христианские храмы Киевской Руси

Первые  русские  храмы  строились  византийскими  архитекторами  или  по  византийским образцам. Уже при князе Владимире в Киеве появляются первые крестово-купольные храмы, в том  числе  знаменитая  церковь  Богородицы,  получившая  название  Десятинной  (989—996)  по той причине, что на ее поддержание Владимир выделил десятую часть своей казны.

Однако  расцвет  церковного  зодчества  наступает  при Ярославе Мудром,  когда  в  крупных городах  Киевской  Руси  возникают  величественные  крестово-купольные  храмы:  Софийский собор  в Киеве  (1037—1044), Софийские  соборы  в Новгороде  (1045—1052) и Полоцке  (сер. XI в.), Спасо-Преображенский собор в Чернигове (ок. 1036).

5.  Церковная архитектура Московской Руси

Бурное  развитие  церковной  архитектуры  на  Руси  было  прервано  нашествием  войск  хана Батыя  в 1238  году и подчинением русских  земель Золотой Орде. В последующие десятилетия многие  храмы  были  сожжены  или  разрушены,  прежние  центры  храмоздательства  пришли  в упадок.  В  немногочисленных  храмах,  построенных  в  этот  период,  преобладало тяготение  к скромным  размерам  и  скупому  декору,  что  было  связано,  прежде  всего, со стесненными материальными условиями, в которых находились заказчики, архитекторы и строители.

Ко  времени строительства кремлевских соборов: Успенского (1475—1479), Благовещенского (1489) и Архангельского  (1505—1508) на  Руси прочно укоренилась традиция отделять алтарь от остальной части храма высокой стеной икон, получившей название иконостаса.

Византийская храмовая архитектура первого тысячелетия не знала такого явления: алтарь отделялся от храма прозрачной преградой; священные изображения небольшого размера (в  медальонах)  располагались  на  архитраве. В конце  первого —  начале второго тысячелетия (точное время установить сложно) в пространство между колоннами алтарной преграды стали помещать  иконы Христа  и Пресвятой Богородицы, которые либо подвешивались к архитраву, либо ставились вертикально на межколонные перегородки.

Таким образом,  уже  в  Византии алтарная  преграда  была  постепенно  переосмыслена  и  превратилась  в  иконостас,  причем количество икон с веками увеличивалось. Однако в  греческой традиции иконостас никогда не вырос  до  таких  размеров,  какие  характерны  для  послемонгольской  Руси:  до  сего  дня  на греческом  Востоке  иконостасы  делаются  главным образом  одноярусными,  с  невысокими царскими вратами, а иногда и вовсе без царских врат.

На  Руси  же  иконостас  приобрел  значение  основного  элемента внутреннего  убранства храма.  В  послемонгольскую  эпоху  получили  широкое  распространение  многоярусные иконостасы, причем количество ярусов увеличивалось в  течение веков: к XV веку появляются трехъярусные  иконостасы,  в  XVI  веке  —  четырехъярусные,  в  XVII  —  пяти-,  шести-  и семиярусные.

Другим видимым отличием русского храма от византийского стала форма купола, которая на Руси постепенно приобрела луковичный характер. Как мы отмечали выше, уже в Византии наметилась  тенденция постепенного  увеличения  высоты  подкупольного  барабана  с одновременным уменьшением  диаметра  купола. На  Руси  эта  традиция  продолжилась,  но  при этом сама форма купола также приняла иные, более «вертикализованные» очертания. Луковичная форма купола прочно утвердилась в русской церковной архитектуре,  хотя  никогда  полностью  не  вытеснила традиционную для поздневизантийского церковного зодчества форму полусферы.

Как и в Византии, на Руси было принято на купол храма водружать крест. Однако, в отличие от Византии, где крест был четырехконечным, на Руси повсеместное распространение получили восьмиконечные кресты, с двумя дополнительными перекладинами. Восьмиконечный крест  на  Руси  стал  восприниматься  как  православный,  в  отличие  от  «католического» четырехконечного.

В нижней части накупольных крестов иногда располагается полумесяц. Полумесяц  был  одним  из государственных  символов  Византии  (он  символизировал  царскую  власть),  и  только  после завоевания  Константинополя  турками  он  стал  символом  Османской  империи. Изображение полумесяца встречалось на древнерусских иконах, облачениях, в книжных миниатюрах. Кроме того, крест с полумесяцем напоминает якорь (символ спасения, созвучный символике храма как корабля), процветший крест, потир (чашу) или попираемого змия.

Еще одним существенным отличием русского храма от византийского были боковые приделы, которые устраивались справа и слева от главного алтаря. В византийских трехнефных храмах,  как мы  помним, алтарь  располагался  в  середине  центрального  нефа,  а  боковые  нефы занимали  жертвенник  и  ризница.  В  русских  храмах  жертвенник постепенно  переместился  в центральный  алтарь, тогда как боковые нефы стали использоваться для устройства дополнительных приделов со своими престолами и жертвенниками. Весьма распространены были  храмы с тремя приделами — одним центральным и двумя боковыми. Однако приделов могло быть и больше.

В  XVI  веке  получает  широкое  распространение  шатровая  архитектура. Шатровый  храм представляет  собой  строение,  в  котором  главную  смысловую  нагрузку  несет  высокая  башня, сужающаяся кверху. Каменный шатровый храм складывается в XVI веке как самостоятельный и вполне оригинальный архитектурный тип, не имеющий прямых аналогов ни в византийской, ни в  какой-либо  иной  традиции  церковной  архитектуры  (появился  он,  однако,  при непосредственном участии итальянских мастеров). Выдающимся  памятником  шатрового  зодчества  стал  храм  Василия Блаженного на Красной площади в Москве  (1555—1561).

Построенный по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани, этот храм в конструктивном отношении представляет собой ансамбль, включающий шатровую церковь в окружении восьми других церквей, расположенных симметрично и соединенных между собой системой переходов. Каждая из восьми церквей украшена окнами, кокошниками, нишами и карнизами, увенчивается барабаном и куполом, ни один  из  которых  не  повторяет  другие. По  сути,  мы  имеем  дело  с  уникальным  типом  храма-города, внутреннее пространство которого расчленено на многочисленные отделения: каждое из них  имеет  законченный  вид,  в  то  же  время  оставаясь  частью  общей  замысловатой архитектоники ансамбля.

Важным элементом древнерусского церковного зодчества были колокольни и звонницы.

Колокольня представляет собой сооружение башенного типа, нередко увенчанное куполом: она могла пристраиваться к храму или стоять отдельно от него. Башня колокольни разделяется на несколько  ярусов:  верхние  ярусы  меньше по площади, чем нижние. Колокола располагаются чаще всего на верхнем ярусе, что способствует распространению звука на далекое расстояние; иногда колокола располагаются на разных ярусах. Звук  колоколов льется из широких окон аркообразной формы.

В отличие  от  колокольни  звонница  не  была  сооружением  башенного типа. В плане она могла представлять собой вытянутый в длину прямоугольник, либо высокую стену, увенчанную несколькими аркообразными проемами, в которых размещались колокола, либо продолговатую надстройку над западной стеной храма.

6.  Особенности церковной архитектуры в послепетровский период

В  конце XVII века в храмовой архитектуре получает распространение стиль, называемый «нарышкинским барокко»  (по имени боярина Л.К. Нарышкина, дяди Петра I). Для этого стиля характерно усложнение архитектурной конструкции, симметричность композиции, использование полукруглых форм в планировке приделов, обилие декора, отказ от целого  ряда  традиционно  русских  архитектурных  элементов  в  угоду  западным  барочным стандартам. В этом стиле выстроен московский храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях (1690—1694).

При  Екатерине  II  на  смену  барокко  пришел  классицизм  —  общеевропейский архитектурный  стиль  XVIII  века.  Для  этого  стиля  характерна  строгость  и  логичность  форм, тяготеющих  к  квадрату,  кругу  или кресту, использование античных элементов декора, в частности  колонн  с  капителями. В  стиле  классицизма  по  проекту  архитектора  О.И.  Бове  выстроен  московский  храм Преображения Господня на Большой Ордынке  (1834—1836).

Общей особенностью храмов послепетровской эпохи, выстроенных в стиле барокко или классицизма, зачастую является отсутствие соотнесенности между формой здания и его литургическим назначением.

Наряду с храмами в стиле барокко и классицизма на всем протяжении XVIII и XIX веков в Российской  империи  продолжали  строиться  крестово-купольные  храмы.

Во второй четверти XIX века параллельно с ростом национального самосознания и усилением антизападных настроений в российском обществе  возрождается интерес к традиционным формам храмового зодчества. Этот перелом отразился в истории проектирования и строительства московского  храма  Христа  Спасителя (1839—1883).

7.  Современное храмоздательство в Русской Церкви

После революции 1917 года традиция храмоздательства в России прервалась. 1920-е и в особенности 1930-е  годы ознаменовались массовым  закрытием и разрушением храмов. Храмы систематически уничтожались вплоть до 1970-х  годов.

Восстановление церковной жизни на рубеже 1980—1990-х годов стало причиной массового возрождения церковного храмоздательства на всей территории бывшего Советского Союза. Это возрождение происходит в трех направлениях.

Во-первых, восстанавливается первоначальный облик тех храмов, которые в советский период не были уничтожены, но были перестроены или переоборудованы. Число таких храмов к настоящему моменту исчисляется тысячами.

Во-вторых,  на  месте  снесенных  храмов  строятся  их  точные  копии  либо  храмы, напоминающие утраченный оригинал.

В-третьих, наконец, создаются новые произведения церковного зодчества, ориентированные на традиционные образцы, будь то русские или византийские, а также в некоторых случаях на образцы эпохи барокко и классицизма.

Для многих новопостроенных храмов характерно сочетание различных стилей как в архитектуре, так и в убранстве.

Проверочные вопросы:

  1. Какие ветхозаветные богослужебные строения являются предшественниками христианских храмов?
  2. Где собирались христиане в первые века христианства с богослужебными целями?
  3. Что такое базилика?
  4. Какие смысл и отражение имеет символика корабля в храмоздательстве?
  5. Какие части храма Вам известны?
  6. Опишите и приведите пример купольной базилики.
  7. Что символизирует крестово-купольный храм? Приведите пример.
  8. Какие отличия русского храма от византийского Вам известны?
  9. Что это такое шатровый храм? Приведите пример.
  10. Чем отличается колокольня от звонницы?
  11. Что характерно для стиля барокко? Приведите пример храма в этом стиле.
  12. Что характерно для классицизма? Приведите пример храма в этом стиле.
  13. В каких трех направлениях происходит возрождение храмоздательства в современной Русской Православной Церкви?