Иконография чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах)
19 сентября Церковь вспоминает чудо Архистратига Михаила в Хонех. Древние Прологи и Месяцесловы содержат сказания о Чуде в Хонех. Святитель Макарий в свои Великие Минеи Четьи включил «Повесть откровения преподобного отца нашего Архиппа»; Слово похвальное Архистратигу Михаилу; Чудо Архистратига Михаила во Святей горе. Память преподобного Архипа 6 сентября указана в первом славянском печатном Уставе (иерусалимской редакции), в рукописных и печатных святцах начала XVII в. Службы преподобному Архипу в Минее нет.
Архиепископ Сергий (Спасский) в своем «Полном месяцеслове Востока» сообщает также следующее. В Деяниях святых, собранных болландистами (Acta Sanctorum, Sept. VIII, 38), приводится исследование о чудесах в Хонех и на горе Гарганской. Древнегреческие и римские авторы: Геродот (V в. до Р. Х.), Плиний, Страбон (жившие в начале I в.), — говорят о том, что река Ликос, бравшая начало на горе Кадмос, входила при Колоссах в расселину земли и через пять стадий опять выходила наружу и впадала в Меандр. Посему издатели Деяний полагают, что чудо состояло не в том, что вновь явилась расселина, ибо она была еще до Рождества Христова, но в том, что воды, вдруг накопившиеся пред расселиной, их не вмещавшей, угрожавшие храму архистратига Михаила, удержаны были архангелом, или расширена была им самая расселина. Очень вероятно, что злобные враги соединили с Ликом (Ликосом) другую реку, о которой говорит Страбон и которая носила имя горы Кадмоса, а после Куфоса. По сказанию о чуде можно видеть, что храм находился вне Колосс и что была другая река Хрисас. Что касается до переименования Колосс в Хоны, то известно следующее: на VI Вселенском Соборе 692 г. значится имя епископа Колосского, а на VII Вселенском Соборе 787 г. — имя Досифея, епископа Хонского. Впрочем, на сем основании нельзя утверждать, что переименование произошло не ранее VII или VIII в.; оба имени могли быть безразлично употребляемы в древности. Cwnh, воронка для излияния реки или рек. Из повествований о чуде в Хонех одно приписывается Сисинию, а другое самому Архиппу; но они оба согласны между собою. Под Сисинием издатели разумеют не Константинопольского Патриарха, но одного из восточных епископов, может быть, Иерапольского, а в принадлежности другого сказания самому Архиппу сомневаются и вообще сие событие относят к последующим векам, более отдаленным от апостольского, чем показано в сказании. Но благоговейное почитание ангелов во Фригии, простиравшееся даже до сверхдолжных пределов, современно еще апостолу Павлу, который за то и обличал колоссян (Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом — Кол. 2: 18). Феодорит, объясняя это место апостола, говорит: «Защитники закона внушали воздавать почтение ангелам, говоря, что ими дан закон. Приверженность эта долго держалась во Фригии и Писидии. Поэтому собор, сошедшийся в Лаодикии Фригийской, законом воспретил молиться ангелам (правило 35, т. е. как богам!). Но в тех и сопредельных тем местах и доныне можно видеть храмы святого Михаила». К повествованию о чуде в Хонех св. Димитрий присоединил из римских источников сказание о чуде архангела Михаила на горе Гаргане в Италии. Оно было 8 мая. В древнейших римских мартирологах 29 сентября показано освящение церкви архангела Михаила на горе Гаргане. По Деяниям святых явление Архангела Михаила епископу Сипонтскому Лаврентию было около 520-540 гг. Гора Гарган упоминается у древних христианских писателей: Страбона, Мелы, Виргилия и других. Чудо Архангела Михаила на Афоне в монастыре Дохиар, основанном св. Евфимием в IX в., описано в Афонском патерике. Два повествования о чуде в Хонах см. Analecta Boll. VIII, 289-316. По свидетельству А. Норова («Путешествие по семи Церквам, упоминаемым в Апокалипсисе»), Хоны не одно и то же, что Колоссы, но находились близ Колосс.
Как бы то ни было, Священное Предание удержало память о Чуде в Хонех, не вводя в богослужебный обиход песнопений, посвященных непосредственно самому событию, но особо прославляя предводителя Воинства Небесного общими стихирами и канонами. Самому событию в Хонех были посвящены не только сказания, включенные в Прологи и Четьи минеи, но и достаточно часто встречающиеся иконы. Иконография Чуда в Хонех в Византии сложилась полностью к Х в. С этого времени по сути она уже не менялась, будучи единообразной для всего православного мира — как греческого, так и славянского. Как самостоятельный сюжет она встречается в клеймах икон Архангела Михаила и в книжной миниатюре.
В Киевской Псалтири 1397 г. иллюстрация на сюжет Чуда в Хонех помещена при 92-м псалме: на вершинах двух высоких скалистых холмов язычники пытаются направить потоки воды на выстроенную внизу церковь в честь Архангела. Архистратиг Михаил ударяет жезлом в камень и уводит потоки в глубь земли; преподобный Архипп взирает на чудо у стен воздвигнутого над источником храма. Надпись: Еже в Хонех чудо Архистратига Михаила. Художник очень кстати вспоминает и изображает Чудо в Хонех, когда молитвою преподобного Архиппа церковь была спасена Архангелом от потопления водами — в 92-м псалме говорится о реках, возвышающих свои волны, и о силе Господа, которая способна их укротить: Воздвигоша реки, Господи, воздвигоша реки гласы своя. Возмут реки сотрения своя, от гласов вод многих. Дивны высоты морския, дивен в высоких Господь. Свидения Твоя уверишася зело, дому Твоему подобает святыня, Господи, в долготу дний (Пс. 92: 3-5).
Посмотрим, что говорят об иконографии Чуда в Хонех иконописные подлинники: «Воспоминание преславнаго чудесе святаго Архистратига Михаила, еже бысть в Хонех. И преподобнаго отца нашего Архиппа пономаря. Михаил стоит пред церковию, скипетром ударив в камень; церковь каменна о едином версе. Архипп пономарь подобием стар, сед, плешив, брада аки Иоанна Богослова, и власы на главе таковыж, риза преподобническая, гора у церкви празеленная, а другая вохра, и с обоих гор реки текут в место в камень, который лежит у дверей церковных, а на горе люди ломают гору, и роют лопатами, копорулями и ломами; в Минеи Четьи: «преподобный Архипп пономарь, поживе 70 лет, одежда его два вретища, едино убо ношаше на теле, другим же покрываше одр свой, иже бе острым каменем постлан».
В. Д. Фартусов, учитывавший в своем «Руководстве к писанию икон угодников Божиих» многочисленные иконописные подлинники, приводит следующие подробности. В Малой Азии близ Иераполя, над источником воды, исцелявшим больных, была построена малая каменная церковь во имя Архангела Михаила (вероятно, — с плоской крышей, как все постройки на Востоке). В ней был служитель по имени Архипп; он подвизался в молитве, трудах и посте, вкушая пищу раз в неделю, да и то только зелень, а не хлеб. По подлиннику — он старец лет семидесяти, худой, бледный, плешивый, с большой бородой; носил убогое вретище (т. е. грубый мешок с прорезями для головы и рук), подпоясанное веревкой. Церковь, где он был служителем, стояла вблизи высокой горы, с которой устремлялись две реки и протекали в полуверсте от церкви, сливаясь в одну реку. У самого алтаря церковного находился огромный камень; от него язычники прорыли канаву с целью затопить ненавистную им христианскую церковь с целебным источником. Когда они уже спустили плотину и вода бурно ринулась по прорытой канаве, внезапно явился Архангел Михаил в образе человека, блистающий. Он поставил преподобного Архиппа по правую руку от себя и ударил о камень жезлом, бывшим у него в руке. В камне явилась глубокая расселина; по повелению архангела вода, шумя и пенясь, устремилась в нее и вышла на поверхность земли уже в другом месте за версту от церкви и там образовала реку. Язычники, стоявшие на горе, влево от церкви и ожидавшие потопления святого места, увидев чудо, окаменели от страха. Так Бог посрамил их нечестивый замысел.
Наиболее древней нашей иконой считается «Чудо в Хонех», написанная на оборотной стороне иконы Богоматери Грузинской (Иерусалимской) — ранее выносной иконы XV в., принадлежащей ныне Третьяковской галерее. По-видимому, ближайшим прототипом этого произведения является икона «Чудо в Хонех» из афонского монастыря Хиландар, находящаяся ныне в Национальном музее в Белграде.
Икона конца XV в. из Русского музея восходит к иконографии XIII в.: два мощных светло-голубых полукружия рек вертикально низвергаются в центр пронзаемого жезлом Архангела Михаила камня и членят композицию пополам, образуя как бы две арки. Внутри левой изображен огромный, распластанный на плоскости Архангел Михаил; в правой — белый одноглавый храм, на фоне которого выделяется стоящий в молитвенной позе пономарь Архипп. Над ними помещены крошечные фигурки язычников с лопатами в руках. Икона очень выразительна; в ней наглядно выражены идея чудодейственной силы Первостоятеля Божественных чинов Архангела Михаила и необоримость веры Христовой. Текст надписи в нижней части иконы гласит: «Чудо Архистратига Михаила на месте, нарицаемом Хиротопа, идеже искипе святая вода силою Христовою, творяще исцеления недужным. Многие лики прихождаху, исцеляеми, вероваху Господу нашему Иисусу Христу, и крещахуся; и создана бысть церковь во имя св. Архангела Михаила над святою водою…»
Протоиерей Николай Погребняк