Праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в архиерейском подворье
Преображение Господне — Двунадесятый Господский праздник Православной Церкви. Очень торжественный по своему богослужебному последованию, он, тем не менее, всегда приходится на Успенский пост. Праздник Преображения имеет один день предпразднства и семь дней попразднства. День отдания праздника Преображения — 13 августа ст. ст. / 26 августа н. ст. — уже накануне предпразднства Успения Пресвятой Богородицы.
В архиерейском подворье в честь свт. Николая Чудотворца совершилось праздничное богослужение Преображения Господня.
Белые священнические облачения, праздничные белые платочки прихожанок на богослужении символически “отражали” тот свет, которым просияли одежды Спасителя на горе Фавор.
Празднованием Преображения Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств — человеческого и Божественного. Преображение есть явление Сына при свидетельстве Отца в Духе Святом, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы. Преображение состояло не в изменении Божественной природы Христа, но в явлении Его Божества в природе человеческой. Согласно свт. Иоанну Златоусту, Преображение произошло «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие на облаках во славе с ангелами».
Во время всенощного бдения прочитывались паремии праздника Преображения. Паремии повествуют о ветхозаветных явлениях Бога древним праведникам. Первая (книга Исход 24:12-18) и вторая (книга Исход 33:11-23) из них говорят о событиях, связанных с явлением Бога Моисею на вершине горы Хорив. Господь является здесь совсем иначе, чем Он явится некогда Своим ученикам на Фаворе: Моисей не может видеть Его лица — иначе он умрет. Лишь в Новом Завете человек уже может видеть Самого Бога, ибо Бог стал одним из нас. Третья паремия (3 книга Царств 19:3-9,11-13-15-16) повествует о другом ветхозаветном Богоявлении. Господь является здесь пророку Илии. Этому Богоявлению предшествуют страшные стихийные явления — ветер, землетрясение, огонь; но не в них предстает пред Илией Бог, а в тихом веянии ветра, в “гласе хлада тонка” — знаменующем Божественные любовь и милосердие к творению, к человеку.
В своей проповеди отец Александр поздравил прихожан с праздником Преображения, напомнил верующим смысл Преображения Господня: «Иисус Христос, Сын Божий, явил Свою Божественную природу только избранным ученикам, которые были готовы духовно к принятию Божественного Откровения. И это было не одно Откровение – явление Божественной природы Спасителя. Откровение было еще и в том, что Бог открывает Себя как Бог-Троица. То есть, по сути это событие – Преображение на горе Фавор — есть Богоявление. Только сейчас Дух Святой являет себя уже в виде облака. Свидетелями Богоявления и Преображения стали не только апостолы, но и Моисей, как представитель Ветхого Завета, и Илия, как представитель будущего века, по мнению богословов. «Хорошо нам здесь быти» — говорят апостолы. Действительно, находиться с Богом, видеть Славу Божию – это есть блаженство. И мы понимаем, что и у нас есть возможность быть с Богом. Сегодня в Таинствах Церкви, а особенно в Евхаристии, мы соединяемся со Христом. И в будущем веке Господь дает нам возможность быть в Царстве Небесном при условии нашей деятельной веры. Да сподобимся и мы увидеть Христа в Его Славе!» Отец Александр пояснил прихожанам, почему Церковь празднует Преображение Господне, которое происходило за сорок дней до Его Крестной смерти, в августе – за сорок дней до Крестовоздвижения, чтобы строгая первая седмица Великого поста не омрачала такой светлый праздник Преображения Господня.
В конце праздничной Литургии отец Александр прочитал молитвы «на благословения гроздия» и «над всяким плодом» и окропил святой водой приношения прихожан.