Архим. Андрей (Конанос): Это прикосновение Христа!
Святой Иоанн Синаит в «Лествице» пишет: «Когда дотрагиваешься к какому-нибудь природному телу, то оно тебе передает свою холодность или же свою теплоту».
Дотрагиваешься, скажем, к холодному стеклу и чувствуешь, что и тебе становиться холодно. Но когда прикоснешься к горячему телу, к горячему, например, калориферу, то нагреваешься.
Итак, когда ты говоришь, что прикасаешься к Богу (а это прикосновение называется молитвой), невозможно продолжать оставаться прежним. Разве это не удивительно? Прикасаться к Тому, Кто есть мир. Однако ты не имеешь мира.
Идешь к Тому, Кто есть Любовь, но любви не имеешь, продолжаешь возмущаться, сердиться, с презрением относиться к ближним, завидовать, ненавидеть, источать только зло. И живя так постоянно в ненависти, мы говорим, что разговариваем с Богом. Подлинная молитва имеет свои плоды.
Эти плоды – наше счастье, наше блаженство, светлость нашего лица, мирное наше сердце. Нельзя утверждать, что молишься, и продолжать быть раздражительным. Значит, что-то здесь не хорошо. Дети искренно замечают: «Мама моя ходит в церковь и говорит, что молится, но я не вижу изменений в ее жизни. Никакого преображения в ее поведении. Нет спокойствия в ее взгляде».
Прикосновение к Богу! Это и есть молитва. Прикосновение, которое тебя преображает. Словно путешествие в заатлантические места, неземное пространство. То есть ты переступаешь, как говорит святитель Григорий Богослов, границы этого мира. Далее устремляешься за звезды, галактики, стратосферу, все небесные уровни. И прикасаешься к Богу. И потом возвращаешься в этот же мир, к своей повседневной жизни, своей работе, к общению с людьми, неся с собой уже кое-что иное. Как и Христос наш, когда спустился с Елеонской горы.
Каким Он был? Преображенным, потому что долго молился. Когда спросил у воинов, которые Его искали: «Кого Вы ищете?», а те ответили: «Иисуса», Христос промолвил: «Это Я». И воины упали на землю! Почему? Потому, что Христос наш пребывал в то время в молитве, в преподнесении и полном доверии Своему Небесному Отцу. И на горе Преображения, на Фаворе, в то же время произошло преображение – при молитве. Сказано в Писании: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Св. Евангелие от Луки 9:29). Молился и преобразился.
На самом же деле преобразились и его ученики! И увидели светлость Его лица, но в то же время и свою красоту. Молитва… (Закрой свои глаза сейчас только на одну минуточку и почувствуй, что дышишь Божьей любовью. И продолжай чтение…)
Сама атмосфера молитвы меняет состояние человека, потому что это связь с источником бытия нашего! Там благодать Божья, и печать Святого Духа, и образ Христа. Говорим, что мы созданы «по образу Божью и подобию». Этот Божественный образ и спокойствие заложены в нашу душу. В самую глубину нашего бытия. Когда молишься, что ты делаешь? Оставляешь все, что рядом.
Прекращаешь всякую связь с суматохой этого мира: шумом, телевизором, музыкой, газетами, наушниками. Находишь любое тихое место и молишься.
Из книги о. Андрея (Конаноса) «В браке есть свои сложности…»
Перевод с новогреческого Сергея Рудько