Наша история. День освобождения Донбасса от немецко-фашистских захватчиков
Историческая справка
В сводках Советского информбюро прозвучало сообщение об оккупации Донбасса 26 октября 1941г., хотя некоторые историки утверждают, что на самом деле фашисты вошли в Донецк 20 октября. Завершилась оккупация 8 сентября 1943г. Именно в этот день Донбасс был освобожден от немецко-фашистских захватчиков, и с тех пор в шахтерском регионе отмечают его с особым уважением и трепетом. 8 сентября 1943г. –это день торжества и памяти, гордости и скорби, праздник освобождения донбасских сел и деревень от фашистских захватчиков. Живет людская память, не стареет она с годами, не тускнеет. Она стучится в наши сердца звонами колоколов, пеплом концлагерей, солдатскими обелисками. Без памяти о прошлом нет будущего.
За 700 дней фашистской оккупации только город Донецк потерял 75 тысяч своих граждан, похоронил 25 тысяч воинов, уничтоженных гитлеровцами в лагерях для военнопленных. Бессмертной славой покрыли себя солдаты. Навечно занесены в списки Книги Памяти имена воинов освободителей, погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Многие защитники нашего края умерли от ран и болезней в послевоенные годы. Вечная слава павшим героям — солдатам, сержантам и офицерам, отдавших свои жизни за свободу и независимость нашей Родины.
Отсчет оккупации г.Сталино начался 21 октября 1941 года. В циркулярном письме начальника штаба верховного главнокомандующего вооруженных сил Германии от 16 сентября 1941 года указывалось, что человеческая жизнь в оккупированных странах абсолютно ничего не стоит и что «действенным средством запугивания может быть только смертная казнь». Хотя немецкое командование заверяло, что борьба не ведется с мирным населением, а основная цель – освобождение от деспотизма евреев и большевиков, документы архива свидетельствуют об обратном.
Во время оккупации местное население бесчеловечно истреблялось. Этим кровавым делом занимались военная жандармерия совместно с полицией. По малейшему поводу следовал расстрел. За выражение сочувствия к советской власти и Красной Армии, за активную работу в прошлом, за родственные связи с коммунистами и комсомольцами, за чтение советских листовок.
Только на шахте 4-4-бис Калиновка за период с ноября 1941 года до первых чисел сентября 1943 года было расстреляно и сброшено в шурф шахты около 75 тысяч человек. При общей глубине шахты в 360 метров 305 метров были завалены телами убитых. Фашисты, боясь ответственности за содеянное, бросали в шахту каустическую соду, которая ускоряла разложение трупов, а при отступлении подорвали шахтный копер и завалили таким образом ствол шахты.
Один из гитлеровских пособников на судебном процессе, проходившем в октябре 1947 года в театре оперы и балета, показал: «грудных детей, а также детей в возрасте 5-6 лет матери брали на руки и с ними подходили к стволу шахты: немцы расстреливали одновременно мать и ребенка».
Один из 12-ти военных преступников, представших перед судом военного трибунала, Вольфганг Леснер рассказал, что 13 октября 1942 года он тремя автомашинами доставил к шахте 4-4-бис 120 граждан, забранных из оберфельдкомендатуры (здание гостиницы «Донбасс»). Жертвы тремя партиями по 40 человек были расстреляны и сброшены в шахту.
7 сентября 1943 года немцы, отступая из города, согнали в подвал дома № 52 по ул.Университетской (дом преподавателей индустриального института)жильцов дома, преимущественно женщин и детей, и заживо сожгли.
Массовому истреблению подвергались также военнослужащие Красной Армии, попавшие в плен.
Для этих целей в январе 1942 года на территории клуба им.Ленина металлургического завода был организован Центральный лагерь военнопленных. Условия содержания были ужасными — в 30градусные морозы пленные находились под открытым небом. В жаркие летние месяцы страдавшие от жары военнопленные по 3-5 суток не получали питьевой воды. Кормили их два раза в день свекольным наваром или просом. При мойке пленных в бане особенно истязали евреев – им мыли спины железными щетками.
В результате такого режима смертность среди узников доходила до 200 человек в день.
В 1943 году в числе трофейных документов в Госархив области попали 3 журнала регистрации военнопленных, прошедших через лазарет Центрального лагеря военнопленных(находился в здании Центральной клинической больницы).В журналах с немецкой педантичностью фиксировались фамилии, имена, отчества, воинские звания, даты рождения, национальность, адреса более 2 тысяч человек, иногда указывались диагнозы — «осколочное ранение, сквозное ранение, обморожение, ожог».Против фамилий более 400 человек сделаны отметки о дате смерти.
В спецдонесении начальника опергруппы УНКВД по Сталинской области капитана милиции Аренсона значится, что на территории клуба им.Ленина предано земле приблизительно 30000,а на территории Центральной поликлиники – до 20000 военнопленных.
За время оккупации на территории области было убито и замучено 174416 мирных граждан,149367 военнопленных, сломаны судьбы 252 тысяч граждан, угнанных в Германию, нанесен материальный ущерб в размере 30 миллиардов рублей.
Бог помогает в войнах праведным
Часто задаются вопросы о том, как Православная Церковь относится к войнам? Если верующие верны Богу и против них выступили враги, то в таком случае Господь всегда помогает одержать победу, даже несмотря на многократное численное превосходство неприятеля. В таком случае война становится способом явить силу Божию и прославить Господа и истинную веру, в том числе и перед лицом врагов-иноверцев.
Эта мысль ярко выразилась во время спора Давида с Голиафом, когда, после того как филистимский богатырь проклял будущего царя Израильского именем своих богов, «Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; ныне предаст тебя Господь в руку мою, и я убью тебя, и сниму с тебя голову твою, и отдам трупы войска Филистимского птицам небесным и зверям земным, и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле; и узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши» (1 Цар. 17: 45–47).
Так и случилось, и впоследствии царь Давид прославлял за это Господа: «Ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня» (Пс. 17: 40).
А вот как пророк Захария говорит о благочестивых ратниках на справедливой войне: «И они будут, как герои, попирающие [врагов] на войне, как уличную грязь, и сражаться, потому что Господь с ними, и посрамят всадников на конях» (Зах. 10: 5).
Смиренное осознание своих сил и вклада в победу подается в Писании как единственно правильное для верующего воина, «ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила» (1 Мак. 3: 19).
То, что сказано в общем применении ко всему войску, относится и к каждому солдату в отдельности. Бог сохраняет верных Ему: «Во время голода избавит тебя от смерти, и на войне – от руки меча» (Иов 5: 20).
О воинском деле
Участие в законной войне и служба в армии не противоречат нравственному закону христианина. А «общепризнанное апостольское правило – каждый оставайся в том звании, в котором призван (1 Кор. 7: 20) — давало возможность находиться в римских войсках и солдатам-христианам».
Священное Писание во многих местах дает указание для полководца, собирающегося вести войну: «Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою. Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех [будет] при множестве совещаний» (Прит. 24: 5–6); «Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну» (Прит. 20: 18), «Не советуйся… с боязливым о войне» (Сир. 38: 11).
На необходимость для военачальника обдуманно подойти к планированию будущей кампании, взвешивая все за и против и обсуждая это на военном совете, ссылается и Господь, беря это как пример для притчи: «Какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?» (Лук. 14: 31).
Воин, благодаря таким своим качествам, как стойкость и отказ от житейских дел по первому же приказу, берется как образ христианина: «Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2 Тим. 2: 3), «Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику» (2 Тим. 2: 4).
Говорится в Писании и о духовной подготовке праведных воинов перед битвой. Во-первых, в правильном устремлении мыслей к Богу: «Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться» (Пс. 26: 3); «Они надеются на оружие и на отважность, а мы надеемся на Всемогущего Бога, Который одним мановением может ниспровергнуть и идущих на нас, и весь мир» (2 Мак. 8: 18). А во-вторых, в усиленной молитве перед битвой: «И собрался сонм, чтобы быть готовыми к войне и помолиться, и испросить милости и сожаления» (1 Мак. 3: 44).
Великая Отечественная война, освобождение Донбасса были для нашего народа праведным богоугодным делом — защитой своей родины, семьи, близких. В память о павших героях бывшего Советского Союза, в том числе и Донбасса, Русская Православная Церковь установила 9 мая совершать особые богослужения. Указом Святейшего Патриарха Кирила составлен особый чин молебного пения, который состоит из прошений за Божественной литургией «о вождех и воинах…», благодарственного молебна Господу Богу за дарование Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и заупокойной литии о почивших воинах.
Мы сердечно поздравляем всех воинов-освободителей Донбасса, тех людей, кто пережил эти страшные времена! Пусть Господь укрепляет всех, дарует всем нам радость праздника Освобождения Донбасса! Пусть в храмах нашей Донецкой епархии не прекращаются благодарственные молитвы ко Господу за дарование нам победы над врагом!