Праздник Благовещения: домашнее богослужение. Материнские заметки. Анна Сапрыкина
Каждый год, снова и снова, именно сегодня, днесь – спасения нашего главизна, снова и снова Гавриил благодать благовествует. Сбываются пророчества: Дева принимает во чреве Царя Царей, Бога Живого, Спасителя мира.
Митрополит Вениамин (Федченков) так описывал-вспоминал этот праздник:
«Благовещение – один из самых радостных праздников года. Самое слово ‟благая весть” говорит нам об особой радости, как и все Евангелие, – что с греческого языка значит тоже ‟благая весть”; и даже звон в храм называется ‟благовестом”: значит, люди им созываются на радостное богослужение. И к этому – у нас был хороший обычай: в этот день выпускать из клеток на волю птичек.
Служится в этот день не сокращенная литургия Преждеосвященных Даров и не долгая литургия святителя Василия Великого, а обычная – святителя Иоанна Златоуста. Пост разрешается – в том смысле, что дозволяется есть рыбу… Конечно, никогда не поется ‟Покаяния отверзи ми…”: время – не покаянное, а только – радостное… Благовещение… Звон – ‟во вся тяжкая”. Так радуется Церковь!»
Каждый год, из года в год, мы откликаемся на этот «звон во вся тяжкая». И вместе с детьми приветствуем спасения нашего главизну, и приобщаемся Животворящему Телу и Крови Христовой – Тому Самому Телу, которое сегодня «младодействуется без семене».
Но не всегда мы можем прикоснуться к этой великой радости, к этому величайшему чуду на земле. Кто-то из нас может оказаться в ситуации, когда в округе в принципе нет ни одного действующего православного храма, да и болезни не всегда приходят по расписанию. А в этом году Благовещение Пресвятой Богородицы пришлось на смутные времена. В одних городах и странах храмы попросту закрыты для мирян, в других – по тем или иным причинам многие и многие верующие семьи вынуждены оставаться дома. Для многих оказывается невозможно пойти в храм даже в такой большой праздник, как Благовещение Матери Божией.
Как же нам быть, если мы почему-то вынуждены быть дома, если каждый день похож на предыдущий, если все такие же однообразно смутные новости – и в телевизоре, и в смартфоне? Как же нам вынырнуть из этой смуты, привести «радость Церкви» в свой дом, как приобщить этой радости своих детей?
О том, как «в мирные» времена можно вместе с детьми праздновать этот чудесный праздник, – об этом я уже довольно подробно писала. А здесь, к сожалению, придется поговорить на грустную тему: как можно встретить Благовещение в ситуации, когда нет возможности попасть в храм?
В первую очередь – хорошо бы провести этот день именно как праздник. Здесь критерий – то, как мы обычно проводим домашние праздники. В каждой семье обычаи разные, но скорее всего, имеет смысл накануне провести небольшую предпраздничную уборку, приготовить особенный, праздничный стол. Если будет возможность – украсить домашние иконы, хотя бы одну, «главную» икону, голубым кружевом, или лентами, или рушником, или же покрыть стол голубой скатертью, или предложить к столу голубые салфетки. Это вещь не принципиальная, но так мы напомним детям и дому своему о том, что сегодня богослужебные облачения – голубого, «богородичного» цвета.
Конечно, хорошо бы накануне поговорить с детьми о празднике. И тут карантин – это как раз возможность найти время для такого важного разговора со своими детьми. Этот разговор, как и украшение дома, задает праздничное и «правильное» настроение, и это уже – начало празднования. Также можно накануне праздника приготовить знаменитую традиционную благовещенскую кулебяку, благо есть возможность покупать продукты.
Всенощное бдение
Вечером в храме совершается всенощное бдение. Но если мы не можем попасть в храм, это не значит, что мы не сможем даже прикоснуться к этой службе. Конечно, можно включить онлайн-трансляцию богослужения. Можно заранее поговорить с детьми о том, как устроено всенощное бдение – и во время трансляции показать детям, обсудить с ними устройство этого богослужения. Но ведь главное – не посмотреть и даже не «получить впечатление», но помолиться, послужить Богу, «благовествовать обновление мира»?
И каждый из нас при желании может дома прочитать службу, прямо всю, начиная с Великого Повечерия. Устроить эту вечернюю домашнюю службу можно в то самое время, когда служится всенощное бдение в храме, то есть в 5–6 часов вечера. В таком случае после этой службы мы будем еще ужинать. А можно, наоборот, поужинать пораньше и встать на молитву на «месте» обычных вечерних молитв, ближе ко сну.
Можно открыть текст службы – и просто читать, петь ее с начала и до конца. Если нет возможности попасть в храм, и мы читаем службу дома – то это может быть даже… наш шанс. Прочитаем внимательно, не отвлекаясь эту службу – и так, наконец, узнаем, как вообще устроено богослужение.
Богослужение праздника – это пространный и глубокий рассказ о празднике, о его значении и для всего мира, и для каждого из нас. Богослужение рассказывает о прообразах праздника и вводит нас как бы внутрь празднуемого события. И не «как бы» – а правда внутрь. Сквозь время и пространство – не две тысячи лет назад, а прямо сегодня, днесь:
«Благовествует Гавриил Благодатней днесь: радуйся, неневестная Мати и неискусобрачная. Не удивляйся странному моему зраку, ни ужасайся, Архангел бо есмь. Змий прельсти Еву иногда, ныне же благовествую Тебе радость, и пребудеши нетленна, и родиши Господа, Пречистая».
Прочитаем – и прикоснемся к богословию праздника, услышим, проживем эти древние, вечные слова:
«Совет превечный открывая Тебе, Отроковице, Гавриил предста, Тебе лобзая и вещая: радуйся, земле ненасеянная; радуйся, купино неопалимая; радуйся, глубино неудобозримая; радуйся, мосте, к Небесем преводяй, и лествице высокая, юже Иаков виде; радуйся, Божественная стамно манны; радуйся, разрешение клятвы; радуйся, Адамово воззвание: с Тобою Господь».
Но, конечно, не у каждого из нас есть время, возможность, силы прочитать прямо всю службу. И дети у всех у нас разные, и жизнь у нас у всех разная. Но если нет возможности читать всю службу – это не значит, что мы полностью откажемся от прикосновения к этому богослужению. Можно прочитать только часть, только очень маленькую часть. И тогда имеет смысл выделить что-то особенно значимое, праздничное.
Например, возможно такое сокращение:
Спеть – или, если не можем, не умеем петь – просто четко прочитать одну из стихир праздника.
Спеть тропарь, кондак и величание праздника.
Именно для такого случая хорошо заранее подготовить, разобрать, красиво написать эти песнопения вместе с детьми. Как – я уже не раз рассказывала.
Прочитать Евангелие, которое в храме читается на утрене (Лк. 1, 39–49).
Здесь интересно получается: завтра мы прочитаем тот отрывок из Евангелия, который предваряет этот, сегодняшний.
Затем можно прочитать Канон Благовещения.
Этот канон особенный. Он составлен как разговор Ангела и Пресвятой Девы. Тропари канона начинаются словами: «Ангел воскликнул» и «Богородица сказала», и по обычаю слова ангела читает один чтец, слова Матери Божией – другой:
«Ангел возопи: Вопию Тебе, веселяся, приклони ухо Твое и вонми ми, Божие возвещающу безсеменное зачатие, обрела бо еси благодать пред Богом, еяже никогдаже обрете другая, Всечистая.
Богородице рече: Да разумею, Ангеле, твоих глагол силу, како будет, еже рекл еси, глаголи явственнейше? Како зачну, Дева сущи, Отроковица? Како же и Мати буду Зиждителя Моего?»
В конце утрени и затем, во время часов, читается великопостная Молитва преподобного Ефрема Сирина – можно, напоминая и детям, и самим себе о продолжающемся посте, прочитать вместе эту молитву, совершая земные поклоны.
Возможно, для кого-то и настолько короткое богослужение покажется непривычно и неподъемно длинным. В таком случае, мне кажется, вместо того, чтобы вообще отказаться от службы и провести этот вечер «как обычно», можно просто спеть – или хотя бы прочитать – тропарь, кондак и величание, прочитать Евангелие. А если тяжело устроить это домашнее богослужение из-за маленьких детей, и при этом есть желание помолиться самим – можно вот так, коротко, по последнему варианту, помолиться с детьми. А потом, уложив детей спать или прямо во время укладывания, прочитать всю службу полностью. Или только канон празднику. Почитать детям книжку на ночь, поцеловать всех – и со свечой, в полумраке детской, вполголоса, нараспев молиться. И может быть – не обязательно, но есть шанс – дети потихонечку уснут, а мы в этой тишине хоть немного приобщимся к церковному богослужению этого удивительного праздника.
Утром в день праздника
Если нет у нас возможности прийти в храм, если мы лишены этой радости, но есть желание приобщиться церковному богослужению, мы можем и утро праздника начать с богослужения. Застелить постели, прибраться. Приготовить «красный угол» – зажечь лампадку, если она не горит, свечи. Одеться, как одеваемся в храм – торжественно, красиво. И вместе помолиться, ориентируя домашнюю молитву на церковное богослужение.
В день праздника утром в наших храмах служится Великая вечерня в соединении с литургией Иоанна Златоуста.
Литургию миряне не могут читать, но Великую вечерню, опуская возгласы священника (обычно также миряне не читают во время домашней молитвы ектиньи), вполне можно читать дома.
Если мы молимся вместе с маленькими детьми, если наши подростки не все готовы простоять на общей молитве пару часов (зато минут 15 – согласны), то можно прочитать только некоторые фрагменты из службы. Здесь, опять-таки, вопрос в том, между чем мы выбираем. Если есть выбор, идти в храм или молится дома, – идем в храм. Если есть выбор, всю службу прочитать или читать только небольшие фрагменты, – читаем по возможности все. Если есть выбор, вообще не молиться или молиться сокращенно – лучше уж сокращенно. И если сокращенно, то вот что, наверное, можно почитать, пропеть с детьми на домашнем богослужении:
Спеть или прочитать некоторые стихиры праздника, например:
«В шестый месяц послан бысть Архангел к Деве Чистей и, радоватися Ей прирек, благовести из Нея Избавителю проитии. Темже, приемши целование, зачат Тя, Превечнаго Бога, несказанно благоволившаго вочеловечитися во спасение душ наших».
В этой стихире – напоминание и рассказ о празднике. И вот еще другая стихира – это уже не просто рассказ, но объяснение.
«Се воззвание ныне явися нам, паче Слова Бог человеком соединяется, Архангеловым гласом прелесть отгоняется, Дева бо приемлет радость, земная быша Небо, мир разрешися первыя клятвы. Да радуется тварь и гласы да воспоет: Творче и Избавителю наш, Господи, слава Тебе».
Спеть «Свете тихий».
Это древнее, благодарное прославление Господа нашего Иисуса Христа, которое всегда поется во время вечерни. Если наши дети не знают эту молитву, не умеют ее петь – можно, и как раз повод, заранее послушать эту молитву в записи, попробовать повторить; распечатать или переписать эту короткую песнь. И во время нашей домашней службы спеть.
Прочитать паремии – ветхозаветные пророчества о празднике.
Пели стоя – паремии читаем сидя, чтобы дети не утомлялись и чтобы была смена деятельности. Мне кажется, если мы молимся дома со своими детьми, лучше читать на русском языке. Можно почитать именно те паремии, которые Церковь предлагает именно для чтения на Благовещение Пресвятой Богородицы: книгу Исхода (3, 1–8) – о том, как Моисею явилась купина неопалимая, прообраз Пресвятой Богородицы и книгу Притчей (8, 22–30).
Прочитать Евангелие (чтение, которое полагается на литургии): от Луки, 1, 24–38. Евангелие читать обязательно стоя. Сегодня услышим как раз о том, как послан был Архангел Гавриил к Деве во град Галилейский, и как «рече же Мариам – се, раба Господня, буди ми по глаголу твоему». После чтения Евангелия обязательно поблагодарить, спеть: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе».
После этого можно дочитать Обедницу (чин богослужения, которым миряне могут молиться, если нет возможности прийти в храм на литургию). Можно в этот раз читать, а лучше – петь, начиная с Символа Веры.
Завершая домашнюю молитву в день Благовещения, можно еще раз пропеть тропарь и знакомое, недавно пропетое нами во время субботы – акафист «Взбранной воеводе победительная», потому что это песнопение – кондак Благовещения. И необычное величание:
«Архангельский глас вопием Ти, Чистая: радуйся Благодатная, Господь с Тобою».
Так мы встречаем молитвой, встречаем обращением к Богу и к Церкви этот праздник – подлинный «день свободы», день освобождения от греха и смерти. Так мы даже дома все-таки не остаемся чуждыми церковному богослужению.
А чтобы со всех сторон сделать этот день праздничным в жизни нашей семьи, хорошо после молитвы сесть за красиво накрытый стол, за праздничный завтрак-обед. Чтобы действительно можно было сразу после молитвы это сделать, хорошо бы приготовить все особенно вкусное заранее, накануне. Если пекли кулебяку – подать к столу этот необычный пирог. Если обычно дети ограничены в сладком – сегодня предложить к столу сладкое, особенно любимое. У кого-то каникулы на это время выпадают, а у кого-то – нет. И если дети учатся, хорошо этот день объявить «выходным». И так даже запертые в четырех стенах дети смогут воспринять этот день как особенное событие в своей однообразно-карантинной жизни. Так этот день уже станет праздником, днем радости, и радости, которая ассоциируется именно с Церковью, с вечно живой Священной Историей.
***
Организовать подобную домашнюю молитву не так трудно, как может показаться. Просто решиться, просто начать, и начать с малого, с короткого. Иногда кажется, что малыши просто не дадут нам помолиться. К сожалению, так бывает. Но часто оказывается, что все как-то само собой, чудесным образом складывается. Если малыш капризничает во время такой домашней молитвы, то папа и старшие дети могут, не останавливаясь, продолжать читать, петь – а мама сядет, покормит малыша грудью или просто покачает на руках. Малыш постарше может ползать по ковру, играть тихонько – мне кажется, пусть играет, только бы не плакал. Иногда дети пяти, семи, а то и десяти лет во время молитвы сидят, явно не молятся. Мне кажется, если ребенок не отказывается вообще находиться «при молитве» – пусть себе сидит, пусть побудет просто рядом. Чтобы хоть как-то привлекать таких детей к службе, можно попросить их подержать свечку папе или прочитать что-то простое, короткое.
При этом бывает, и нередко, так, что дети и десяти, и даже семи лет действительно с радостью участвуют в общей молитве. И поют, и читают, и сами просят: «Можно, теперь моя будет очередь читать?».
Подростки тоже могут оказаться самыми активными участниками богослужения. При этом бывает, что подросток в разгаре угловато-смятенного подросткового кризиса готов, согласен приходить на общую молитву, но при этом не хочет ничего читать вслух, не хочет петь со всеми, – я уверена, не стоит заставлять. Пусть стоит, путь сидит, как хочет – пусть просто присутствует…
Может быть, убогое, сокращенное, не очень стройное будет у нас богослужение, но если мы стараемся обращаться к Богу, то это уже – освятить семью молитвой.
Подобным домашним богослужением мы, лишенные возможности прийти в Дом Божий, можем попробовать сделать свой дом храмом. Помешать нам можем… только мы сами. Бывают такие ситуации, когда родители прямо все чинопоследования готовы вычитывать. И вычитывают, и вместе с детьми. Но все это – с раздражением, с криками. Устраивая споры прямо во время молитвы (не так читаешь/слишком сокращаешь/не по Уставу/не там ударение). Бывает, что родители перебивают молитву, делая замечания детям, и замечания – жестко и резко, обвиняя, а не обучая (криво стоишь/почему уселся/неужели не можешь уследить за свой очередью/как ты смеешь перед иконами в носу ковырять!). Такие ревностные, уставолюбивые родители этой жесткостью своей, откровенной грубостью легко и просто отворачивают своих детей от самих себя, от семьи – а заодно и от ассоциированного с родительской жесткостью «всего церковного».
Но семья как малая Церковь строится не только общей молитвой, но в первую очередь – отношениями. Отношениями, где «любовь, радость, мир, долготерпение, кротость» (Гал. 5, 22–23)… Когда в семье утешение, когда в семье живет радость, то приобщать детей к любому семейному делу легче. В том числе и к молитве. А когда жестко, когда раздраженно – тогда… может быть, стоит молиться пока самим, отдельно – о себе и о детях своих?..
Анна Сапрыкина